+7 (922) 750-56-73
On-line заявка

6. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ГАЗ-34039

6.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Электрооборудование снегоболотохода выполнено по однопроводной схеме, за исключением розеток переносного светильника и обмотки электромагнита выключателя батареи, и состоит из источников и потребителей электроэнергии, контрольно-измерительных приборов, коммутационной и защитной аппаратуры, установочных изделий и проводов.

С корпусом снегоболотохода соединены минусовые клеммы источников и потребителей электрической энергии.

Источниками электроэнергии являются генератор и работающие параллельно с ним две аккумуляторные батареи (АКБ), соединённые последовательно. Генераторная установка состоит из генератора и регулятора напряжения.

Потребителями электроэнергии являются стартёр, приборы освещения и световой сигнализации, звуковой сигнал, электродвигатели (стеклоочистителя, водооткачивающего насоса, отопителей, пускового подогревателя) и др.

К контрольно-измерительным приборам относятся: указатели температуры охлаждающей жидкости, давления масла, уровня топлива в баках и их датчики, спидометр, амперметр.

К коммутационной и защитной аппаратуре относятся: выключатели, переключатели, предохранители, автоматы защиты сети.

К установочным изделиям относятся: соединительные коробки, соединительные панели, штепсельные разъёмы и др.

Номинальное напряжение сети 24В.

Принципиальные схемы электрооборудования всех комплектаций снегоболотохода приведены на вклейке в конце Руководства.

6.2. ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

Аккумуляторные батареи типа 6СТ-100 (напряжением 12 В каждая) установлены на правом борту снегоболотохода. «Минус» аккумуляторных батарей через выключатель 1422.3737 присоединяется к корпусу снегоболотохода.

Установка и демонтаж аккумуляторных батарей производятся через правую решетку моторного отделения.

Техническое обслуживание батарей производится согласно инструкции на аккумуляторные батареи, которая прикладывается к снегоболотоходу.

Генератор имеет клемму плюсового силового вывода с маркировкой «+» и клеммы «Ш» и «Л».

Регулировка натяжения ремня привода генератора осуществляется согласно технологической карте № 12.

При эксплуатации и обслуживании снегоболотохода запрещается:

– замыкать вывод «+» генератора на корпус;

– пускать двигатель при отключенном плюсовом проводе генератора, так как это приводит к возникновению на выпрямительном блоке повышенного напряжения, опасного для диодов;

– изменять полярность аккумуляторных батарей во избежание выхода из строя выпрямительного блока генератора;

– отключать батареи при работающем двигателе и включённых потребителях.

При мойке снегоболотохода следует избегать прямого попадания струй воды на генератор.

Наблюдение за работой генератора в эксплуатации осуществляется по амперметру. При средней частоте вращения двигателя и включённых потребителях стрелка амперметра должна находиться на нулевой отметке или отклоняться от неё в сторону «+».

Регулятор напряжения 2712.3702 бесконтактный, имеет переключатель на три уровня регулируемого напряжения. Максимальное 28,7-30,1 В соответствует крайнему левому положению переключателя, минимальное 26,5-27,9 В – его среднему положению и среднее 27,4-29,4 В – крайнему правому положению. Режим настройки: температура +(20±5)° С, частота вращения ротора генератора 3500 мин-1, ток нагрузки 36 А. Регулятор выпускается заводом-изготовителем со средним уровнем регулируемого напряжения.

Во время эксплуатации снегоболотохода запрещается замыкать выводы регулятора напряжения друг с другом или на корпус.

Присоединение проводов к выводам генератора и регулятора напряжения должно строго соответствовать схеме электрооборудования снегоболотохода.

В случае выкипания электролита в аккумуляторных батареях необходимо перевести переключатель на более низкий уровень регулируемого напряжения. В случае недозаряда аккумуляторных батарей – перевести переключатель на более высокий уровень регулирования напряжения.

6.3. ПОТРЕБИТЕЛИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

Стартер включается кнопкой включения «Стартер», расположенной на щитке приборов. В щитке приборов расположено также реле блокировки стартера (РБС).

РБС автоматически отключает реле стартера после уверенного запуска двигателя и не дает преждевременно отключать стартер. РБС блокирует цепь включения реле стартера таким образом, что для повторного включения после остановки двигателя необходимо выключить «Приборы» и провести все операции по пуску двигателя повторно.

Приборы наружного освещения и сигнализации включают в себя:

– две фары 406.3711;

– одну поворотную (поисковую) фару-прожектор 5312.3711;

– два передних фонаря ПФ 133АБ с двухцветными стёклами (секция переднего указателя поворотов – цвет оранжевый, секция переднего габаритного огня – цвет белый);

– два задних фонаря ФП 133АБ с двухцветными стёклами (секция заднего указателя поворотов – цвет оранжевый, секция заднего габаритного огня – цвет красный, секция сигнала торможения – цвет красный).

– фонарь освещения номерного знака ФП 134Б;

Стеклоочиститель установлен в кабине на средней стойке ветровых стекол, а бачок стеклоомывателя с насосом — в кабине на правом ограждении механизма поворота.

Не следует включать стеклоочиститель при сухом и грязном стекле, так как это вызовет появление на стекле царапин и натиров, а также приведёт к порче резиновой ленты щёток. Для очистки стекла от грязи включайте стеклоомыватель кнопкой на щитке приборов.

Направление струй воды из жиклёров при включении омывателя можно регулировать поворотом шариков жиклёров.

При наступлении заморозков заливать незамерзающие жидкости: «Обзор», 40 % водный раствор изопропилового спирта и др.

Звуковой сигнал включается нажатием кнопки 7 (см. рис. 2.3) на щитке приборов и из кузова кнопкой «Сигнал» 11 (см. рис. 8.3).

Периодически рекомендуется проверять надежность крепления сигнала и проводов.

Допускается регулировка качества звучания винтом, расположенным под колпачковой гайкой на задней стенке сигнала.

6.4. БОРТОВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СЕТЬ

Однопроводная система электрооборудования требует внимательного отношения к изоляции проводов и к присоединению приборов к корпусу. При касании провода, находящегося под напряжением, к металлическим частям корпуса происходит короткое замыкание, которое может привести не только к выходу из строя части электрооборудования снегоболотохода, но и может явиться причиной пожара.

В случае ослабления электрического соединения потребителей и источников с корпусом, потребители могут совсем не работать или иметь частичные отказы, при этом одновременно резко повышается уровень радиопомех.

Для пуска двигателя от внешнего источника электроэнергии на снегоболотоходе на правом борту над аккумуляторными батареями потребителем может быть установлена розетка внешнего пуска двигателя от источника с номинальным напряжением 24 В (или 26 В).

При пуске двигателя соединять внешний источник проводами с розеткой внешнего пуска, соблюдая полярность. При этом штатные аккумуляторные батареи должны находиться на своём месте в снегоболотоходе, и иметь надёжное электрическое соединение с бортсетью снегоболотохода.

Пуск холодного двигателя внешним источником ёмкостью более 195 А·ч не допускается так как это может привести к выходу из строя стартера.

При эксплуатации снегоболотохода необходимо соблюдать следующие правила ухода за электропроводкой:

– при всех работах с электрооборудованием (обслуживание, демонтаж), во избежание короткого замыкания и пожара, следует отключать аккумуляторные батареи от сети выключателем батарей;

– пайку проводов и наконечников производить с применением бескислотного флюса;

Трение проводов о различные рычаги и тяги не допускается.

Для обеспечения надёжного контакта затяжку гаек, болтов, винтов производить до конца. Чтобы при затяжке не повредить разъёмы, пассатижами или другими инструментами пользоваться только в крайнем случае;

Проверку состояния всех контактов электропроводки производить через каждые 1000 км пробега, а в особо тяжёлых условиях работы снегоболотохода – через каждые 500 км.

Затяжка наконечников проводов должна обеспечивать надёжный постоянный электрический контакт. Не допускать работы снегоболотохода со слабо за-тянутыми винтами и гайками наконечников.

Соединения проводов с выключателями, наконечниками или штекерами должны быть выполнены таким образом, чтобы на зачищенном конце провода находились все проволочки жилы.

6.5. КОММУТАЦИОННАЯ И ЗАЩИТНАЯ АППАРАТУРА

Электромагнитный выключатель батарей 1422.3737 дистанционного управления позволяет при необходимости отключить аккумуляторные батареи от бортсети снегоболотохода, кроме штепсельных розеток переносного светильника.

Выключатель установлен на правом борту, под аккумуляторными батареями, и имеет дистанционное управление. Кнопка управления расположена на щитке приборов с надписью БАТАРЕЯ.

При нажатии на кнопку батареи подключаются к бортсети, при повторном нажатии батареи отключаются.

Во время стоянки снегоболотохода, а также при проведении технического обслуживания батареи должны быть отключены.

Включение и отключение выключателя возможно также и непосредстве-ным нажатием через резиновый колпак на выключатель.

Для защиты бортсети от перегрузок и коротких замыканий электрических цепей и потребителей на машине применяются предохранители (в цепи пускового подогревателя – предохранитель ПР2-Б, а в остальных цепях – автоматы защиты сети АЗС).

Автоматы защиты сети установлены в щитке на панели приборов.

Предохранитель ПР2-Б установлен на пульте управления пусковым подогревателем.

При протекании по цепи тока больше номинального, на который рассчитан предохранитель, последний размыкает электрическую цепь. После устранения причин, вызвавших размыкание электрической цепи, необходимо включить предохранитель. Включение АЗС производят переводом ручки во включенное положение, то есть вверх, а предохранителя ПР2-Б – нажатием кнопки.

Если предохранитель снова сработает, то это будет свидетельствовать о том, что неисправность в цепи не устранена, и работу по её устранению необходимо продолжить.

6.6. ОБЩИЕ ПРАВИЛА НАХОЖДЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТЕЙ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЯХ

На неисправность электрической цепи указывает отказ в работе потребителей электроэнергии (электродвигателей, контрольно-измерительных приборов, освещения и т. д.).

При этом могут быть следующие неисправности:

– обрыв или нарушение контакта в электрической цепи, соединяющей потребители с источником электроэнергии;

– неисправность предохранителя, коммутационной аппаратуры или самих электроприборов;

– короткое замыкание или перегрузка в цепи, в результате чего срабатывает предохранитель.

Перед началом проверки электрической цепи следует убедиться, что предохранитель находится во включённом состоянии. Включение выключателей-предохранителей (АЗС) производится при помощи ручки, которая переводится в положение «Вкл.», а биметаллического предохранителя – нажатием на его кнопку.

Для проверки электрической цепи:

– включить выключатель батарей;

– включить проверяемую цепь с потребителем.

Если потребитель не работает, а предохранитель не отключается, то неисправны цепь или потребитель.

Если предохранитель отключит цепь, то в цепи имеется короткое замыкание. Его необходимо найти и устранить, прежде чем снова включать предохранитель.

Примечание: Задерживать кнопку предохранителя или ручку АЗС во включенном состоянии более одной секунды нельзя, так как при неисправной цепи (коротком замыкании) могут выйти из строя электропроводка и предохранитель.

Повторное перегорание плавкого предохранителя или повторное выключение автомата защиты сети АЗС указывает на короткое замыкание в электрической цепи.

Если неисправность не удается обнаружить внешним осмотром, то для отыскания короткого замыкания рекомендуется пользоваться «пробником» (контрольной лампой).

Пробник подсоединяют вместо плавкого предохранителя или вместо АЗС, после чего отдельные участки проверяются, как показано на рис. 6.1.

При прекращении питания того или иного потребителя тока в первую очередь следует осмотреть АЗС в цепи данного потребителя, после чего приступать к осмотру соединительных контактов и проводов.

Проверять цепи в последовательности, указанной на рис. 6.2.

Рис. 6.1. Способы обнаружения короткого замыкания в электрических цепях

Рис. 6.2. Способы обнаружения неисправностей в электрических цепях

6.7. Возможные неисправности электрооборудования

Наименование неисправности, внешнее проявление 
Вероятная причина 
Способ устранения 
Стартер включается, но не прокручивает двигатель или прокручивает с малой скоростью 
Окислились выводы или наконечники проводов аккумуляторных батарей 
Зачистить выводы и наконечники стартерных проводов, подтянуть их 
 
Неисправны или сильно разряжены аккумуляторные батареи 
Заменить аккумуляторные батареи или зарядить их 
 
Недостаточный уровень электролита в аккумуляторных батареях 
Довести уровень электролита до нормы 
 
Повышенное падение на-пряжения в цепи питания стартера 
Очистить выводы аккумуляторных батарей, подтянуть крепление стартерных проводов 
Шестерня привода стартера не выходит из зацепления с венцом маховика 
Поломка возвратной пружины рычага привода 
Заменить возвратную пружину 
При включении стартера тяговое реле не срабатывает (отсутствует характерный щелчок) 
Слабая затяжка клемм аккумуляторных батарей или их окисление 
Зачистить контакты и затянуть клеммы 
 
Неисправность в цепи стартера 
Проверить цепь и устранить неисправность 
 
Разряжены или неисправны аккумуляторные батареи 
Зарядить или заменить аккумуляторные батареи 
 
Неисправен выключатель стартера 
Заменить выключатель стартера 
 
Неисправно дополнительное реле стартера 
Заменить реле
 
Неисправно реле блокировки стартера 
Заменить реле блокировки
 
Неисправен стартер
Заменить стартер
После запуска двигателя стартер остаётся во включённом состоянии (нет блоки-ровки) 
Нет цепи между контактом «Л1» генератора и клеммой «4» реле блокировки стартера 
Восстановить цепь 
 
Неисправно реле блокировки
Заменить реле блокировки
 
Неисправен генератор
Заменить генератор
При работающем двигателе амперметр не показывает величину зарядного тока или показывает разрядный ток 
Неисправен амперметр. Пробуксовка ремня привода генератора 
Заменить амперметр. Убедиться в отсутствии замасливания приводного ремня и отрегулировать его натяжение 
 
Зависание щеток генератора 
Очистить щёткодержатель от грязи и щёточной пыли
 
Неисправен генератор
Заменить генератор
 
Неисправен регулятор напряжения 
Заменить регулятор напряжения 
Амперметр длительно показывает слишком большой зарядный ток 
Неисправны или сильно разряжены аккумуляторные батареи 
Заменить аккумуляторные батареи или зарядить их 
Ускоренный саморазряд аккумуляторных батарей 
Поверхности аккумуляторных батарей загрязнены, облиты электролитом 
Удалить грязь и электролит с поверхности батарей 
Не горят отдельные электролампы 
Перегорание нитей накала ламп 
Заменить лампы
 
Плохой контакт в патроне лампы 
Подогнуть пружинящие контакты, зачистить окислившийся контакт 
 
Нарушение контакта в соединениях электроцепи 
Подтянуть выводы соединительной колодки 
 
Неисправность выключателя или переключателя 
Заменить неисправный электроаппарат 
Отсутствие света «стоп» в задних фонарях во время торможения снегоболотохода 
Нарушение контакта в соединении провода к включателям «стоп» 
Восстановить соединение
 
Неисправны включатели «стоп» 
Заменить неисправный включатель 
Постоянно горят лампы света «стоп» в задних фонарях 
Замыкание контактов одного из включателей света «стоп» 
Заменить включатель
Не работают указатели поворота 
Отключился предохранитель-автомат в результате короткого замыкания в цепи 
Устранить повреждение и включить предохранитель
 
Неисправен прерыватель указателей поворотов (сгорел) 
Заменить исправным
Сигнал не звучит и не потребляет ток; не горит лампа исправного переносного светильника 
Предохранители отключили цепи питания 
Устранить причину, вызывающую отключение (возможно короткое замыкание), и включить предохранитель
 
Нарушение электрического контакта внутри сигнала в местах подсоединения концов проводов катушки к выводам 
Заменить сигнал
 
Неисправна кнопка сигнала
Заменить кнопку
 
Нарушение регулировки контактов прерывателя (контакты разомкнуты) в сигнале 
Отрегулировать сигнал
Сигнал не звучит, но потребляет ток большой величины 
Спекание контактов или поломка изоляционной (текстолитовой) пластины подвижного контакта на прерывателе сигнала 
Заменить сигнал
Сигнал звучит, но звук хриплый
Нарушение регулировки контактов прерывателя сиг-нала
Отрегулировать сигнал
При включении стеклоочиститель не работает 
Отсутствует напряжение на выводах электродвигателя 
Устранить неисправность
 
Неисправен электродвигатель 
Заменить электродвигатель
 
Срабатывает включатель-предохранитель вследствие заклинивания рычагов или заедания в редукторе 
Найти причину неисправности и устранить её 
 
Неисправен включатель-предохранитель 
Заменить
При движении снегоболотохода спидометр не работает 
Обрыв троса
Заменить гибкий вал
Стрелка указателя давления масла при различном давлении масла показывает «0» или уходит за «0» в левую сторону 
Отсутствует соединение вывода «Д» указателя с выводом датчика 
Проверить соединяющую цепь 
 
Отсутствует питание на выводе датчика 
Проверить соединяющую цепь 
Стрелка указателя при различном давлении масла в двигателе уходит за шкалу (зашкаливание) 
Отсутствие контакта корпуса указателя с корпусом снегоболотохода 
Восстановить контакт
 
Неисправен прибор
Заменить прибор
Стрелка указателя давления масла не даёт стабильного показания («плавает») 
Неисправен датчик
Заменить датчик
Стрелка указателя уровня топлива при любом уровне в баке показывает «0» 
Отсутствие контакта корпуса указателя или корпуса датчика с корпусом снегоболотохода 
Восстановить цепь питания
Стрелка указателя давления масла не даёт стабильного показания («плавает») 
Неисправен датчик
Заменить датчик
Стрелка указателя уровня топлива при любом уровне в баке показывает «0» 
Отсутствие контакта корпуса указателя или корпуса датчика с корпусом снегоболотохода 
Восстановить цепь питания
 
Нет питания на клемме «Б» в указателе 
Проверить цепь питания
 
Неисправен прибор 
Заменить прибор
Стрелка указателя при любом уровне топлива в баке показывает больше полного (зашкаливание) 
Неисправен датчик уровня топлива 
Заменить датчик уровня топлива 
 
Отсутствует соединение клеммы датчика с выводом «Д» указателя 
Проверить соединяющую цепь 
 
Неисправен прибор
Заменить прибор
Стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости при различной температуре в двигателе стоит слева от точки «20» 
Нет питания на выводе «Б» указателя 
Проверить соединяющую цепь 
 
Отсутствует соединение вывода «Д» указателя с выводом датчика 
Проверить соединяющую цепь 
 
Неисправен прибор
Заменить прибор
Стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости при различной температуре в двигателе уходит за точку «120» (зашкаливание)
Отсутствует контакт корпуса указателя с корпусом снегоболотохода 
Восстановить контакт
 
Неисправен прибор
Заменить прибор
 
Неисправен датчик
Заменить датчик
On-line заявка