4.7. БОРТОВЫЕ ПЕРЕДАЧИ ГАЗ-34039
Бортовая передача (рис. 4.11) представляет собой одноступенчатый редуктор с цилиндрическими прямозубыми шестернями.
Для обеспечения герметичности бортовые передачи закреплены на бортах корпуса через уплотнительные прокладки
Для обеспечения соосности гнёзд под подшипники картеры с крышками обрабатываются в комплекте (порядковый номер комплекта выбит на картере и на крышке), поэтому при ремонте установка некомплектных деталей недопустима, так как это вызовет перекос валов, шестерён и подшипников, что приведёт к их поломке. Взаимное положение картера и крышки обеспечивают три прецизионных (точных) болта. В каждом картере выполнено по три резьбовых отверстия, закрываемых пробками. Боковое отверстие служит для заливки масла и контроля за его уровнем, нижнее – для слива. Верхнее отверстие не используется.
Рис. 4.11. Бортовая передача:
А – правая бортовая передача; Б – крышка ведомого вала левой бортовой передачи
1 – ведущая шестерня; 2 – редуктор привода спидометра; 3 – штуцер гибкого вала привода спидометра; 4 – соединительная муфта; 5 – крышка; 6 – ведомая шестерня; 7 – сапун; 8 – крышка; 9 – пробка заправочного отверстия; 10 – картер; 11 – ведомый вал; 12 – регулировочные прокладки; 13 – крышка подшипника ведомого вала; 14 – крышка; 15 – стопорная шайба; 16 – ведущее колесо; 17 – манжета; 18 – уплотнительное кольцо
Правая и левая бортовые передачи отличаются тем, что на правой передаче установлен привод к спидометру.
Обслуживание бортовых передач сводится к проверке уровня масла в картере и его замене. Уровень масла должен находиться между метками на указателе, который вводится в боковое отверстие картера. Схема замера приведена на рис. 4.12. Указатель уровня масла находится в комплекте инструментов.
При перестановке и замене ведущих колёс необходимо проверять регулировку роликовых конических подшипников ведомого вала 11 (рис. 4.11). Регулировка производится согласно технологической карте № 5.
Рис. 4.12. Схема замера уровня масла в картере бортовой передачи:
1 – картер бортовой передачи; 2 – указатель уровня масла
4.7.1.Возможные неисправности бортовых передач
Наименование неисправности, внешнее проявление и дополнительные признаки | Вероятная причина | Способ устранения |
1. Шум в бортовой передаче. | а) недостаточно масла в бортовой передаче; | Долить масло |
б) повреждены зубья шестерён; | Заменить повреждённые шестерни. | |
в) ослабла затяжка конических роликоподшипников ведомого вала; | Отрегулировать затяжку подшипников. | |
г) износилось шлицевое соединение ведомой шестерни. | Заменить изношенные детали. | |
2. При покачивании руками ведущего колеса обнаруживается люфт, несмотря на затяжку болтов крепления крышки ведущего колеса. | Большой осевой зазор в конических роликоподшипниках ведомого вала. | Отрегулировать затяжку подшипников. |
3. Повышенный нагрев бортовой передачи. | а) недостаточно масла в бортовой передаче; | Долить масло |
б) избыток масла в бортовой передаче; | Слить лишнее масло. | |
в) износ зубьев шестерён бортовой передачи, износ шлицевого соединения ведомой шестерни, износ или повреждение подшипников; | Заменить изношенные детали. | |
г) перетянуты конические роликоподшипники ведомого вала. | Отрегулировать затяжку подшипников. | |
4. Течь масла через манжеты бортовой передачи. | а) повышенный уровень масла | Слить лишнее масло. |
б) изношены или повреждены манжеты; | Заменить неисправные манжеты. | |
в) наличие осевых рисок на поверхностях, о которые трётся рабочая кромка манжеты. | Удалить риски или заменить неисправные детали. |