+7 (922) 750-56-73 г. Челябинск

4.4. МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА ГАЗ-34039

Механизм поворота предназначен для обеспечения движения снегоболотохода по заданному направлению, для его торможения и остановки.

Механизм поворота состоит из главной и дополнительной передач, бортовых фрикционов и тормозов.

 Дополнительная передача представляет собой двухступенчатый редуктор, объединённый в едином картере с главной передачей.

Картер 1 (рис. 4.7) изготовлен из алюминиевого сплава. Внутри картера, в задней его части, смонтированы на двух валах четыре шестерни постоянного зацепления. Переключение передач осуществляется муфтой 4, ступица которой установлена на первичном валу.

Рис. 4.7. Дополнительная передача и тормоза:

1 – картер; 2 – маслоналивной патрубок; 3 и 5 – подшипники первичного вала; 4 – муфта; 6 – задняя крышка; 7 – первичный вал; 8 – корпус устройства автоматической регулировки зазора; 9 – кронштейн; 10 и 11 – пружины; 12 – торомозной рычаг; 13 – барабан; 14 – тормозная лента; 15 и 16 – ведомые шестерни; 17 – ведущая шестерня главной передачи; 18 – сливная пробка; 19 – маслоуказатель; 20 – верхняя крышка

Муфта переключения имеет три фиксированных положения:

1 нейтральное – крутящий момент от карданного вала к главной передаче не передаётся;

2 крайнее переднее – крутящий момент от карданного вала к главной передаче передаётся с передаточным числом 0,96;

3 крайнее заднее – крутящий момент от карданного вала к главной передаче передаётся с передаточным числом 0,56.

Ведомые шестерни 15, 16 установлены на шлицевом конце ведущей шестерни 17 главной передачи.

Первичный вал устанавливается на двух подшипниках, расположенных в гнёздах картера: роликовом цилиндрическом 3 и шариковом 5. На шлицевой конец первичного вала, выходящий из крышки 6, установлена скользящая вилка карданного вала.

Ведомый вал дополнительной передачи, который одновременно является ведущим валом главной передачи, вращается в двух конических роликовых подшипниках, установленных в стаканы картера. В крышке 20 картера смонтирован механизм переключения, который состоит из вилки и штока. Для фиксации муфты имеется шарик-фиксатор.

Заливка масла осуществляется через маслоналивной патрубок 2, а слив через сливное отверстие, закрытое пробкой 18.

Главная передача служит для передачи и увеличения крутящего момента на ведомый вал 8 (рис. 4.8) механизма поворота. Ведущая шестерня 6 главной передачи выполнена заодно с ведомым валом дополнительной передачи. Для регулировки затяжки подшипников ведомого вала имеется набор шайб 4.

Рис. 4.8. Главная передача и бортовые фрикционы:

1 и 11 – пресс-маслёнки; 2 – гайка; 3 – стяжной болт; 4 – регулировочные шайбы; 5 – регулировочные кольца; 6 – ведущая шестерня главной передачи; 7 – сепаратор с шариками; 8 – ведомый вал; 9 – регулировочные прокладки тормозного барабана; 10 – гайка; 12 и 17 – регулировочные прокладки; 13 – ведомый (тормозной) барабан; 14 – ведущий барабан; 15 – отводка фрикциона; 16 – упорный кулачок; 18 – подшипник ведомого вала; 19 – ведомая шестерня главной передачи

Для регулировки установки ведущей шестерни между её венцом и подшипником имеется набор колец 5.

Ведомая шестерня 19 главной передачи закреплена на ведомом валу главной передачи, установленном на двух конических роликовых подшипниках 18. Затяжка подшипников и регулировка установки ведомой шестерни осуществляется с помощью прокладок 17.

Техническое обслуживание дополнительной и главной передач заключается в периодической проверке уровня масла и, при необходимости, в его доливке. Уровень масла должен быть между нижней и верхней метками маслоуказателя.

При эксплуатации снегоболотохода необходимо следить за затяжкой болтов крепления механизма поворота и периодически производить их подтяжку.

Бортовые фрикционы смонтированы на ведомом валу главной передачи, по одному с каждой стороны.

Бортовые фрикционы служат для передачи крутящего момента от главной передачи к бортовым передачам и для отключения ведущих колёс от главной передачи при поворотах и торможении машины. На снегоболотоходе применены многодисковые фрикционы сухого трения со стальными дисками. Бортовой фрикцион состоит из ведущих частей, ведомых частей и механизма выключения.

Все ведущие части бортового фрикциона монтируются на ведущем барабане 14 (рис. 4.8), который посажен на шлицы ведомого вала 8 главной передачи. К ведущим частям, кроме барабана 14, относятся: упорный диск, нажимной и отжимной диски, девять ведущих дисков и четырнадцать пружин.

К ведомым частям бортового фрикциона относятся: ведомый (тормозной) барабан 13 и девять ведомых дисков. Ведомый барабан устанавливается на роликовые подшипники ведомого вала главной передачи. Ведомые диски своими зубьями вставляются в ведомый барабан, на внутренней поверхности которого имеются зубья.

Механизм выключения фрикциона состоит из упорного кулачка (крышки подшипника) 16, прикреплённого на шпильках к картеру, и отводки 15 фрикциона, в которую впрессован выжимной подшипник, закрытый защитным кожухом. Внутреннее кольцо выжимного подшипника сидит на хвостовике ведущего барабана.

Между упорной чашкой и отводкой фрикциона находятся три шарика, помещенные в специальном сепараторе 7.

Между торцом внутренней обоймы выжимного подшипника и отжимным диском помещены прокладки 12. С их помощью регулируется зазор между кулачками отводок и шариками. Зазор этот необходим для полного включения бортового фрикциона без пробуксовки при работе и для обеспечения эксплуатационной регулировки привода управления бортового фрикциона.

Выжимные подшипники смазываются через пресс-масленки 1, находящиеся в корпусе отводки.

Смазка роликовых подшипников ведомого барабана производится через пресс-маслёнки 11. Между ступицами ведущего и ведомого барабанов установлено манжетное уплотнение.

Ведущие части бортового фрикциона вращаются вместе с ведомым валом главной передачи. При включённом бортовом фрикционе пружины сжимают ведомые и ведущие диски.

Вследствие силы трения, возникающей между трущимися поверхностями дисков, крутящий момент от ведущего барабана передается ведомому и через полуось – бортовой передаче.

При перемещении водителем рычага управления назад (на себя) отводка 15 поворачивается назад (против хода), при этом шарики 7, находящиеся в углублениях отводки и упорной чашки, выходят на скосы углублений и отжимают отводку (в сторону, противоположную главной передаче), которая через подшипники и отжимной диск сжимает пружины и отводит нажимной диск, освобождая ведомые и ведущие диски. Ведущие части продолжают вращаться, а ведомые диски останавливаются вместе с ведомым барабаном. Крутящий момент на ведомый барабан не передаётся. Фрикцион выключен.

При перемещении рычага управления вперёд (от себя) отводка фрикциона поворачивается вперёд (по ходу) и перемещается к главной передаче. Это даёт возможность отжимному диску и связанному с ним через пальцы нажимному диску переместиться под действием пружин в том же направлении. Ведомые и ведущие диски сжимаются, крутящий момент от ведущего барабана передаётся ведомому барабану. Фрикцион включён.

Для нормальной работы бортовых фрикционов необходимо согласно таблице смазки смазывать через пресс-масленки 1 и 11 (см. рис. 4.8) выжимные подшипники и роликовые подшипники ведомых барабанов. Недостаточная смазка ведёт к заеданию подшипников. В случае пробивания смазки через манжетные уплотнения из-за большого износа их необходимо заменить.

Если пресс-маслёнка роликовых подшипников ведомого барабана находится в положении, неудобном для проведения смазки, необходимо соблюдать следующую последовательность операций:

1. Выключить сцепление, пустить двигатель и установить первую передачу или передачу заднего хода в коробке передач.

2. Плавно отпускать педаль сцепления, наблюдая за положением пресс-маслёнки на тормозном барабане, которая вращается вместе с барабаном.

3. Как только пресс-маслёнка встанет в удобное для проведения смазки положение, выключить сцепление и заглушить двигатель. (При снятых гусеницах поворот тормозного барабана производится вручную за ведущее колесо).

4. Смазать подшипники ведомого барабана.

5. Повторить для другого ведомого барабана операцию установки пресс-маслёнки в удобное для проведения смазки положение и смазать подшипники.

При эксплуатации снегоболотохода происходит износ ведомых и ведущих дисков фрикциона. По мере износа дисков уменьшается зазор между кулачками отводки и шариками, что приводит к уменьшению свободного хода отводки фрикциона. Свободный ход рычага отводки фрикциона, замеренный на уровне отверстия под палец, на технически исправном снегоболотоходе должен быть в пределах 8–12 мм. Если он окажется меньше 6 мм, бортовой фрикцион необходимо отрегулировать. Порядок регулировки приведён в технологической карте № 3.

Тормоза состоят из тормозных лент 14 (см. рис. 4.7) с шестью плавающими колодками из асбофрикционного материала на каждой ленте. Передние кон-цы лент с помощью пальцев крепятся к кронштейнам 9, укреплённым на опоре, задние концы – к рычагу 12. В расторможенном состоянии пружины 10 и 11 оттягивают ленты до упора в регулировочные болты и обеспечивают зазор между лентами и тормозными барабанами.

Техническое обслуживание тормозов заключается в наблюдении за нагревом и износом тормозов и в их регулировке (см. раздел «Техническое обслуживание снегоболотохода» и технологическую карту № 4).

4.4.1.Возможные неисправности механизма поворота

Наименование неисправности, внешнее проявление и дополнительные признаки
Вероятная причина
Способ устранения
1. Самовыключение передач дополнительной передачи
а) износ зубьев шестерён;
Заменить шестерни
 
б) погнута вилка переключения
Заменить вилку
2. Течь масла через манжету первичного вала, ведомого вала
Износ манжет первичного вала, ведомого вала 
Заменить изношенные манжеты
3. Течь масла через разъёмы крышек
Ослабло крепление крышек
Подтянуть крепёжные детали
4. Пробуксовка бортового фрикциона
а) недостаточен свободный ход отводки фрикциона;
Отрегулировать свободный ход
 
б) замаслились диски бортового фрикциона вследствие излишней смазки выжимного подшипника или неисправности манжеты ступицы ведущего барабана
Промыть бензином диски бортового фрикциона или заменить неисправную манжету
5. При повороте снегоболотохода двигатель начинает глохнуть, т. к. тормозной барабан затормаживается, когда бортовой фрикцион полностью не выключен
Велик свободный ход рычага отводки фрикциона
Отрегулировать свободный ход рычага отводки фрикциона, увеличивая при этом число прокладок
6. Заедание рычага отводки фрикциона
Заедание или разрушение выжимного подшипника фрикциона из-за недостаточной смазки
Промыть или заменить подшипник вместе с кулачком отводки, а затем тщательно прошприцевать его
7. Повышенный шум при работе главной передачи
а) неправильная регулировка зацепления шестерён главной передачи по контакту;
Произвести регулировку
 
б) увеличенный боковой зазор в зацеплении ведущей и ведомой шестерён в результате износа их зубьев или подшипников;
Заменить изношенные шестерни (регулировать шестерни для компенсации износа не следует).
  Заменить изношенные подшипники
 
в) ослабление затяжки подшипников из-за износа и сминания торцов деталей, которые затянуты вместе с подшипниками;
Затянуть крепление подшипников
 
г) увеличенное биение ведомой шестерни из-за её коробления, повышенного биения ведомого вала, износ шлицевого соединения
Заменить изношенные детали
8. Усиление шума в механизме поворота
а) недостаточное количество масла;
Долить масло
 
б) износ и сколы на зубьях шестерён;
Заменить шестерни
 
в) разработались шлицевые соединения;
Заменить валы и шестерни
 
г) изношены или повреждены подшипники
Заменить подшипники
9. Повышенный нагрев механизма поворота
а) недостаточное количество масла;
Долить масло
 
б) избыток масла;
Слить лишнее масло
 
в) износ зубьев шестерён
Заменить шестерни
10. Тормозной барабан не затормаживается при перемещении рычага управления назад до отказа
а) большой зазор между тормозными лентами и барабаном;
Отрегулировать зазор
 
б) замаслились колодки тормозных лент;
Протереть колодки и трущуюся часть тормозного барабана
 
в) износились колодки тормозных лент
Заменить колодки или поставить новые тормозные ленты
11. При движении снегоболотохода с отведёнными в переднее положение рычага-ми управления тормозные ленты и барабаны греются
а) нет необходимого зазора между тормозными лентами и барабаном;
Отрегулировать зазор
 
б) поломаны или соскочили оттяжные пружины тормозных лент
Установить оттяжные пружины