4.4. МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА ГАЗ-34039
Механизм поворота предназначен для обеспечения движения снегоболотохода по заданному направлению, для его торможения и остановки.
Механизм поворота состоит из главной и дополнительной передач, бортовых фрикционов и тормозов.
Дополнительная передача представляет собой двухступенчатый редуктор, объединённый в едином картере с главной передачей.
Картер 1 (рис. 4.7) изготовлен из алюминиевого сплава. Внутри картера, в задней его части, смонтированы на двух валах четыре шестерни постоянного зацепления. Переключение передач осуществляется муфтой 4, ступица которой установлена на первичном валу.
Рис. 4.7. Дополнительная передача и тормоза:
1 – картер; 2 – маслоналивной патрубок; 3 и 5 – подшипники первичного вала; 4 – муфта; 6 – задняя крышка; 7 – первичный вал; 8 – корпус устройства автоматической регулировки зазора; 9 – кронштейн; 10 и 11 – пружины; 12 – торомозной рычаг; 13 – барабан; 14 – тормозная лента; 15 и 16 – ведомые шестерни; 17 – ведущая шестерня главной передачи; 18 – сливная пробка; 19 – маслоуказатель; 20 – верхняя крышка
Муфта переключения имеет три фиксированных положения:
1 нейтральное – крутящий момент от карданного вала к главной передаче не передаётся;
2 крайнее переднее – крутящий момент от карданного вала к главной передаче передаётся с передаточным числом 0,96;
3 крайнее заднее – крутящий момент от карданного вала к главной передаче передаётся с передаточным числом 0,56.
Ведомые шестерни 15, 16 установлены на шлицевом конце ведущей шестерни 17 главной передачи.
Первичный вал устанавливается на двух подшипниках, расположенных в гнёздах картера: роликовом цилиндрическом 3 и шариковом 5. На шлицевой конец первичного вала, выходящий из крышки 6, установлена скользящая вилка карданного вала.
Ведомый вал дополнительной передачи, который одновременно является ведущим валом главной передачи, вращается в двух конических роликовых подшипниках, установленных в стаканы картера. В крышке 20 картера смонтирован механизм переключения, который состоит из вилки и штока. Для фиксации муфты имеется шарик-фиксатор.
Заливка масла осуществляется через маслоналивной патрубок 2, а слив через сливное отверстие, закрытое пробкой 18.
Главная передача служит для передачи и увеличения крутящего момента на ведомый вал 8 (рис. 4.8) механизма поворота. Ведущая шестерня 6 главной передачи выполнена заодно с ведомым валом дополнительной передачи. Для регулировки затяжки подшипников ведомого вала имеется набор шайб 4.
Рис. 4.8. Главная передача и бортовые фрикционы:
1 и 11 – пресс-маслёнки; 2 – гайка; 3 – стяжной болт; 4 – регулировочные шайбы; 5 – регулировочные кольца; 6 – ведущая шестерня главной передачи; 7 – сепаратор с шариками; 8 – ведомый вал; 9 – регулировочные прокладки тормозного барабана; 10 – гайка; 12 и 17 – регулировочные прокладки; 13 – ведомый (тормозной) барабан; 14 – ведущий барабан; 15 – отводка фрикциона; 16 – упорный кулачок; 18 – подшипник ведомого вала; 19 – ведомая шестерня главной передачи
Для регулировки установки ведущей шестерни между её венцом и подшипником имеется набор колец 5.
Ведомая шестерня 19 главной передачи закреплена на ведомом валу главной передачи, установленном на двух конических роликовых подшипниках 18. Затяжка подшипников и регулировка установки ведомой шестерни осуществляется с помощью прокладок 17.
Техническое обслуживание дополнительной и главной передач заключается в периодической проверке уровня масла и, при необходимости, в его доливке. Уровень масла должен быть между нижней и верхней метками маслоуказателя.
При эксплуатации снегоболотохода необходимо следить за затяжкой болтов крепления механизма поворота и периодически производить их подтяжку.
Бортовые фрикционы смонтированы на ведомом валу главной передачи, по одному с каждой стороны.
Бортовые фрикционы служат для передачи крутящего момента от главной передачи к бортовым передачам и для отключения ведущих колёс от главной передачи при поворотах и торможении машины. На снегоболотоходе применены многодисковые фрикционы сухого трения со стальными дисками. Бортовой фрикцион состоит из ведущих частей, ведомых частей и механизма выключения.
Все ведущие части бортового фрикциона монтируются на ведущем барабане 14 (рис. 4.8), который посажен на шлицы ведомого вала 8 главной передачи. К ведущим частям, кроме барабана 14, относятся: упорный диск, нажимной и отжимной диски, девять ведущих дисков и четырнадцать пружин.
К ведомым частям бортового фрикциона относятся: ведомый (тормозной) барабан 13 и девять ведомых дисков. Ведомый барабан устанавливается на роликовые подшипники ведомого вала главной передачи. Ведомые диски своими зубьями вставляются в ведомый барабан, на внутренней поверхности которого имеются зубья.
Механизм выключения фрикциона состоит из упорного кулачка (крышки подшипника) 16, прикреплённого на шпильках к картеру, и отводки 15 фрикциона, в которую впрессован выжимной подшипник, закрытый защитным кожухом. Внутреннее кольцо выжимного подшипника сидит на хвостовике ведущего барабана.
Между упорной чашкой и отводкой фрикциона находятся три шарика, помещенные в специальном сепараторе 7.
Между торцом внутренней обоймы выжимного подшипника и отжимным диском помещены прокладки 12. С их помощью регулируется зазор между кулачками отводок и шариками. Зазор этот необходим для полного включения бортового фрикциона без пробуксовки при работе и для обеспечения эксплуатационной регулировки привода управления бортового фрикциона.
Выжимные подшипники смазываются через пресс-масленки 1, находящиеся в корпусе отводки.
Смазка роликовых подшипников ведомого барабана производится через пресс-маслёнки 11. Между ступицами ведущего и ведомого барабанов установлено манжетное уплотнение.
Ведущие части бортового фрикциона вращаются вместе с ведомым валом главной передачи. При включённом бортовом фрикционе пружины сжимают ведомые и ведущие диски.
Вследствие силы трения, возникающей между трущимися поверхностями дисков, крутящий момент от ведущего барабана передается ведомому и через полуось – бортовой передаче.
При перемещении водителем рычага управления назад (на себя) отводка 15 поворачивается назад (против хода), при этом шарики 7, находящиеся в углублениях отводки и упорной чашки, выходят на скосы углублений и отжимают отводку (в сторону, противоположную главной передаче), которая через подшипники и отжимной диск сжимает пружины и отводит нажимной диск, освобождая ведомые и ведущие диски. Ведущие части продолжают вращаться, а ведомые диски останавливаются вместе с ведомым барабаном. Крутящий момент на ведомый барабан не передаётся. Фрикцион выключен.
При перемещении рычага управления вперёд (от себя) отводка фрикциона поворачивается вперёд (по ходу) и перемещается к главной передаче. Это даёт возможность отжимному диску и связанному с ним через пальцы нажимному диску переместиться под действием пружин в том же направлении. Ведомые и ведущие диски сжимаются, крутящий момент от ведущего барабана передаётся ведомому барабану. Фрикцион включён.
Для нормальной работы бортовых фрикционов необходимо согласно таблице смазки смазывать через пресс-масленки 1 и 11 (см. рис. 4.8) выжимные подшипники и роликовые подшипники ведомых барабанов. Недостаточная смазка ведёт к заеданию подшипников. В случае пробивания смазки через манжетные уплотнения из-за большого износа их необходимо заменить.
Если пресс-маслёнка роликовых подшипников ведомого барабана находится в положении, неудобном для проведения смазки, необходимо соблюдать следующую последовательность операций:
1. Выключить сцепление, пустить двигатель и установить первую передачу или передачу заднего хода в коробке передач.
2. Плавно отпускать педаль сцепления, наблюдая за положением пресс-маслёнки на тормозном барабане, которая вращается вместе с барабаном.
3. Как только пресс-маслёнка встанет в удобное для проведения смазки положение, выключить сцепление и заглушить двигатель. (При снятых гусеницах поворот тормозного барабана производится вручную за ведущее колесо).
4. Смазать подшипники ведомого барабана.
5. Повторить для другого ведомого барабана операцию установки пресс-маслёнки в удобное для проведения смазки положение и смазать подшипники.
При эксплуатации снегоболотохода происходит износ ведомых и ведущих дисков фрикциона. По мере износа дисков уменьшается зазор между кулачками отводки и шариками, что приводит к уменьшению свободного хода отводки фрикциона. Свободный ход рычага отводки фрикциона, замеренный на уровне отверстия под палец, на технически исправном снегоболотоходе должен быть в пределах 8–12 мм. Если он окажется меньше 6 мм, бортовой фрикцион необходимо отрегулировать. Порядок регулировки приведён в технологической карте № 3.
Тормоза состоят из тормозных лент 14 (см. рис. 4.7) с шестью плавающими колодками из асбофрикционного материала на каждой ленте. Передние кон-цы лент с помощью пальцев крепятся к кронштейнам 9, укреплённым на опоре, задние концы – к рычагу 12. В расторможенном состоянии пружины 10 и 11 оттягивают ленты до упора в регулировочные болты и обеспечивают зазор между лентами и тормозными барабанами.
Техническое обслуживание тормозов заключается в наблюдении за нагревом и износом тормозов и в их регулировке (см. раздел «Техническое обслуживание снегоболотохода» и технологическую карту № 4).
4.4.1.Возможные неисправности механизма поворота
Наименование неисправности, внешнее проявление и дополнительные признаки | Вероятная причина | Способ устранения |
1. Самовыключение передач дополнительной передачи | а) износ зубьев шестерён; | Заменить шестерни |
б) погнута вилка переключения | Заменить вилку | |
2. Течь масла через манжету первичного вала, ведомого вала | Износ манжет первичного вала, ведомого вала | Заменить изношенные манжеты |
3. Течь масла через разъёмы крышек | Ослабло крепление крышек | Подтянуть крепёжные детали |
4. Пробуксовка бортового фрикциона | а) недостаточен свободный ход отводки фрикциона; | Отрегулировать свободный ход |
б) замаслились диски бортового фрикциона вследствие излишней смазки выжимного подшипника или неисправности манжеты ступицы ведущего барабана | Промыть бензином диски бортового фрикциона или заменить неисправную манжету | |
5. При повороте снегоболотохода двигатель начинает глохнуть, т. к. тормозной барабан затормаживается, когда бортовой фрикцион полностью не выключен | Велик свободный ход рычага отводки фрикциона | Отрегулировать свободный ход рычага отводки фрикциона, увеличивая при этом число прокладок |
6. Заедание рычага отводки фрикциона | Заедание или разрушение выжимного подшипника фрикциона из-за недостаточной смазки | Промыть или заменить подшипник вместе с кулачком отводки, а затем тщательно прошприцевать его |
7. Повышенный шум при работе главной передачи | а) неправильная регулировка зацепления шестерён главной передачи по контакту; | Произвести регулировку |
б) увеличенный боковой зазор в зацеплении ведущей и ведомой шестерён в результате износа их зубьев или подшипников; | Заменить изношенные шестерни (регулировать шестерни для компенсации износа не следует). Заменить изношенные подшипники | |
в) ослабление затяжки подшипников из-за износа и сминания торцов деталей, которые затянуты вместе с подшипниками; | Затянуть крепление подшипников | |
г) увеличенное биение ведомой шестерни из-за её коробления, повышенного биения ведомого вала, износ шлицевого соединения | Заменить изношенные детали | |
8. Усиление шума в механизме поворота | а) недостаточное количество масла; | Долить масло |
б) износ и сколы на зубьях шестерён; | Заменить шестерни | |
в) разработались шлицевые соединения; | Заменить валы и шестерни | |
г) изношены или повреждены подшипники | Заменить подшипники | |
9. Повышенный нагрев механизма поворота | а) недостаточное количество масла; | Долить масло |
б) избыток масла; | Слить лишнее масло | |
в) износ зубьев шестерён | Заменить шестерни | |
10. Тормозной барабан не затормаживается при перемещении рычага управления назад до отказа | а) большой зазор между тормозными лентами и барабаном; | Отрегулировать зазор |
б) замаслились колодки тормозных лент; | Протереть колодки и трущуюся часть тормозного барабана | |
в) износились колодки тормозных лент | Заменить колодки или поставить новые тормозные ленты | |
11. При движении снегоболотохода с отведёнными в переднее положение рычага-ми управления тормозные ленты и барабаны греются | а) нет необходимого зазора между тормозными лентами и барабаном; | Отрегулировать зазор |
б) поломаны или соскочили оттяжные пружины тормозных лент | Установить оттяжные пружины |