4.1. СЦЕПЛЕНИЕ ГАЗ-34039
Сцепление (рис. 4.3) состоит из нажимного диска, соединённого тремя группами пластин с кожухом, диафрагменной нажимной пружины, ведомого диска с демпферным устройством, муфты с подшипником, соединённой с вилкой выключения сцепления, опоры вилки и картера сцепления.
Рис. 4.3. Сцепление:
1 – маховик; 2 – рабочий цилиндр; 3 – ведомый диск; 4 – нажимной диск; 5 – нажимная диафрагменная пружина; 6 – вилка выключения сцепления; 7 – муфта выключения сцепления с подшипником; 8 – поролоновое кольцо; 9 – опорное кольцо; 10 – кожух; 11 – первичный вал коробки передач
Центровка сцепления осуществляется тремя штифтами, расположенными на маховике, и центровочными отверстиями кожуха.
Зазор между подшипником муфты и диафрагменной пружиной отсутствует, поэтому внутренняя обойма подшипника постоянно вращается с частотой вращения коленчатого вала двигателя.
При выключении сцепления муфта, перемещаемая вилкой, прогибает лепестки диафрагменной пружины и снимает нагрузку с нажимного диска, освобождая ведомый диск.
В эксплуатации регулировка сцепления не требуется.
Привод сцепления гидравлический, состоит из подвесной педали 9 (рис. 4.4), главного цилиндра 3, рабочего цилиндра и трубопровода.
Главный цилиндр 3 крепится на съёмном кронштейне и соединяется с пе-далью 9 через толкатель 5 и соединительный стержень 8. Подвижное соединение стержня 8 с педалью 9 осуществляется специальным болтом.
Рис. 4.4. Привод сцепления:
А – свободный ход педали; 1 – бачок; 2 –пружина; 3 – главный цилиндр; 4 – поршень главно-го цилиндра; 5 – толкатель; 6 – контргайка; 7 – болт-упор; 8 – соединительный стержень; 9 – педаль
Рабочей жидкостью для привода сцепления служит тормозная жидкость «РОСДОТ». Заполнение привода рабочей жидкостью и удаление из него воздуха производится согласно технологической карте № 2.
Свободный ход А (см. рис. 4.4) педали (12–28 мм) обеспечен конструкцией главного цилиндра привода сцепления и не регулируется.
Регулировка необходима только в случаях замены двигателя, сцепления или узлов привода. Порядок регулировки приведён в технологической карте № 2.
4.1.1. Возможные неисправности сцепления и его привода
Неисправности и её признаки | Вероятная причина | Способ устранения |
1. Неполное включение сцепления (сцепление пробуксовывает). | а) износ фрикционных накладок (толщина накладок менее 2 мм каждой); | Заменить ведомый диск или фрикционные накладки |
Специфический запах, уменьшение интенсивности разгона и скорости движения снегоболотохода | б) попадание масла на фрикционные накладки; | Заменить ведомый диск или фрикционные накладки. Если замасливание небольшое, то промыть поверхности накладок керосином и зачистить мелкой шкуркой |
в) поломка нажимной пружины или её опорных колец; | Заменить нажимной диск с кожухом | |
г) засорено или перекрыто кромкой манжеты компенсационное отверстие главного цилиндра | Промыть цилиндр, заменить манжету | |
2. Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»). | а) наличие воздуха в гидросистеме привода управления сцеплением; | Прокачать гидросистему |
Трудное включение передач, скрежет при переключении в коробке передач | б) деформация ведомого диска; | Заменить диск или произвести его правку (биение накладок диска должно быть не более 0,7 мм) |
в) заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач; | Устранить заедание (забоины, грязь) | |
г) заедание переднего подшипника первичного вала коробки передач (в маховике); | Заменить подшипник | |
д) износ внутренней манжеты главного цилиндра | Заменить манжету | |
3. Шум при выключении сцепления | а) износ подшипника выключения сцепления | Заменить подшипник |
Неисправности и её признаки | Вероятная причина | Способ устранения |
4. Вибрация, шумы и металлический дребезг в трансмиссии при движении | Поломка или износ деталей демпферного устройства ведомого диска | Заменить ведомый диск |
5. Выключение сцепления происходит только при резком нажатии на педаль | а) загрязнение или износ зеркала главного цилиндра; | Промыть, а при износе заменить главный цилиндр |
При плавном нажатии педаль легко перемещается до упора в пол, сцепление не выключается | б) износ манжеты поршня главного цилиндра | Заменить манжету |
6. Неплавное включение или выключение сцепления | а) попадание масла на фрикционные накладки сцепления; | Заменить ведомый диск или фрикционные накладки. Если замасливание небольшое, то промыть поверхности накладок керосином и зачистить мелкой шкуркой |
б) чрезмерный износ или разрушение накладок; | Заменить накладки или ведомый диск | |
в) повреждён ведомый диск при установке коробки передач | Заменить ведомый диск или произвести его правку | |
г) чрезмерное биение концов тарельчатой пружины; | Произвести правку нажимного диска с кожухом в сборе | |
д) потеря упругости пружин накладки ведомого диска | Заменить ведомый диск |