+7 (922) 750-56-73 г. Челябинск

3. ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ-34039

3.1. БЛОК ЦИЛИНДРОВ

 Блок цилиндров является основной корпусной деталью двигателя. В вертикальных расточках блока установлены четыре съёмные гильзы, изготовленные из специального чугуна.

Гильзы по внутреннему диаметру сортируются на три размерные группы: большая (Б), средняя (С) и малая (М). Маркировка группы наносится на торце бурта гильзы. На двигателе установлены гильзы только одной размерной группы.

Постели под вкладыши коренных подшипников расточены с одной установки в сборе с крышками коренных подшипников, поэтому менять крышки местами нельзя.

 3.2. ГОЛОВКА ЦИЛИНДРОВ

 Головка цилиндров двигателя имеет вставные сёдла клапанов, изготовленные из жаропрочного и износостойкого сплава. На головке цилиндров сверху устанавливаются стойки, ось коромысел с коромыслами, крышка головки, впускной коллектор и колпак крышки, закрывающий клапанный механизм. Со стороны топливного насоса в головке установлены четыре форсунки, а с другой стороны к головке крепится выпускной коллектор.

 3.3. КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ

 Коленчатый вал имеет пять коренных и четыре шатунные шейки.

На переднем конце вала установлены шестерни привода газораспределения и привода масляного насоса, шкив привода водяного насоса, генератора и редуктора привода вентилятора.

 

Рис. 3.1. Установка шкива коленчатого вала:

1 – шкив; 2 – болт; 3 – втулка; 4 – кольцо наружное; 5 – кольцо внутреннее

 

 

 

 

Шкив закреплен на коленчатом валу разжимными кольцами 4 и 5 (рис. 3.1) в комплекте с втулкой 3. В случае снятия шкива 1 при ремонте сборку проводить в следующем порядке:

1. Установить наружное кольцо 4 и осадить его до упора втулкой 3.

2. Перед установкой внутреннего кольца 5 шкив 1 подать до упора в шес-терню привода масляного насоса, а затем установить кольцо 5 и втулку 3.

3. Затянуть болт 2 моментом 260–280 Н·м (26–28 кгс·м).

Коленчатые валы изготавливаются и устанавливаются на двигатели двух производственных размеров (номиналов). Коленчатые валы, шатунные и коренные шейки которых изготовлены по размеру второго номинала, имеют на первой щеке дополнительную маркировку.

Поршни по наружному диаметру юбки сортируются на три размерные группы (Б, С, М). Маркировка группы наносится на днище поршня. Поршни, также как и гильзы, устанавливаются на дизель только одной размерной группы.

Второе и третье компрессионные кольца на торцовой на торцовой поверхности у замка имеют маркировку «верх». Маслосъёмное кольцо коробчатого типа со стальным спиральным расширителем.

Шатун и крышка имеют одинаковые номера, выбитые на их поверхностях. Менять крышки шатуна не допускается. Кроме того, шатуны имеют весовые группы по массе верхней и нижней головок. Обозначение группы по массе наносится на торцовой поверхности верхней головки шатуна. На двигатель устанавливаются шатуны только одной группы.

Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала по внутреннему диаметру изготовляются двух размеров в соответствии с номиналом шеек коленчатого вала. Для ремонта предусмотрены четыре ремонтных размера вкладышей.

 3.4. МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ

 Впускные и выпускные клапаны изготовлены из жаропрочной стали. Они перемещаются в направляющих втулках, запрессованных в головку цилиндров. Каждый клапан закрывается под действием двух пружин: наружной и внутренней, которые закреплены на его стержне при помощи тарелки и сухариков.

 3.5. СИСТЕМА СМАЗКИ

 Система смазки двигателя комбинированная (рис. 3.2). Подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса, механизм привода клапанов смазываются под давлением. Гильзы, поршни, поршневые пальцы, штанги, толкатели и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием.

 Рис. 3.2. Схема системы смазки, масляный фильтр с ЖМТ:

1 – прокладка ЖМТ; 2 – ЖМТ; 3 – клапан перепускной; 4 – клапан противодренажный; 5 – прокладка фильтра; 6 – штуцер; 7 – предохранительный клапан ЖМТ; 8 – корпус фильтра; 9 – кольцо уплотнительное; 10 – пробка; 11 – клапан предохранительный; 12 – турбокомпрессор; 13 – маслозаливная горловина; 14 – масляный фильтр; 15 – редукционный клапан; 16 – сливной клапан; 17 – пробка; 18 – масляный картер; 19 – маслоприемник; 20 – масляный насос

Масляный насос 20 шестерёнчатого типа, односекционный. Насос подаёт масло по патрубку и каналам блока цилиндров в масляный фильтр 14, в котором оно очищается.

Масляный фильтр неразборный, заменяемый.

Для оптимизации теплового режима двигателя на масляном фильтре установлен жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ).

Масляный фильтр с ЖМТ 245-1017010-В1 (рис. 3.2) состоит из корпуса фильтра 8, жидкостно-масляного теплообменника 2 и фильтра очистки масла ФМ 009-1012005.

В корпусе масляного фильтра 245-1017015-В имеется предохранительный клапан 11, отрегулированный на давление 0,25 – 0,35 МПа (2,5 – 3,5 кгс/см²). Он служит для поддержания необходимого давления масла в главной магистра-ли дизеля. Избыточное масло сливается через отверстие в картер.

Фильтр имеет перепускной клапан 3 и противодренажный клапан 4. В слу-чае чрезмерного засорения фильтрующего элемента или при запуске дизеля на холодном масле, когда сопротивление фильтра становится выше 0,13 – 0,17 МПа (1,3 – 1,7 кгс/см²), перепускной клапан окрывается, и масло, минуя фильт-ровальную бумагу, поступает в масляную магистраль. Перепускной клапан – нерегулируемый. Противодренажный клапан предотвращает вытекание масла из фильтра при неработающем дизеле.

Жидкостно-масляный теплообменник 245-1017005-А имеет предохранительный клапан 7 и пробку 10 с уплотнительным кольцом 9 для слива охлаждающей жидкости при ее замене.

Предохранительный клапан ЖМТ открывается при давлении 0,15 – 0,2 МПа и служит для перепуска неохлажденного масла в магистраль дизеля на режимах пуска и эксплуатации при низких температурах окружающего воздуха. Предохранительный клапан нерегулируемый.

Замену фильтра производить одновременно с заменой масла в двигателе.

Перед установкой нового фильтра резиновую уплотнительную прокладку 5 смазать моторным маслом и завернуть фильтр.

После касания прокладкой корпуса жидкостно-масляного теплообменника довернуть фильтр ещё на 3/4 оборота. Установку фильтра производить только усилием рук.

Вместо фильтра ФМ-009-1012005 допускается установка других фильтр-патронов неразборного типа, имеющих в конструкции противодренажный и перепускной клапаны с основными размерами:

– по диаметру 95 – 105 мм;

– по высоте 140 – 160 мм;

– по посадочной резьбе 3/4˝ – 16UNF.

Заправочный объём системы смазки составляет 12,6 л. Запрещается эксплуатировать снегоболотоход, если уровень масла в картере двигателя ниже нижней метки и выше верхней метки по указателю.

 3.6. СИСТЕМА ПИТАНИЯ

 На снегоболотоходах в комплектациях 34039-0000012/013/032/033 имеются три* топливных бака 4, 5 и 6 (рис. 3.3), размещённые в нишах правой и левой сторон корпуса снегоболотохода.

На перегородке моторного отделения расположены два трёхходовых краника 9 и 10, с помощью которых можно переключить питание двигателя на работу из любого бака или отключить все баки, а также фильтр грубой очистки топлива.

Рис. 3.3. Схема системы питания двигателя:

1 – форсунка; 2 – фильтр грубой очистки топлива; 3, 5, 9 и 10 – топливопроводы (трубки); 4, 6, 7 и 8 – топливные баки; 11 и 12 – краники переключения; 13 – тяга привода краников ле-вых баков; 14 – тяга привода краников правых баков; 15 – топливный насос; 16 – топливо-подкачивающий насос; 17 – фильтр тонкой очистки топлива

Управление краниками осуществляется при помощи тяг 11 и 12, ручки которых выведены в кабину (см. рис. 2.2).

Топливо от краников поступает по топливопроводам в фильтр грубой очистки 2, а от него через подкачивающий насос 16 и фильтр тонкой очистки 17 к топливному насосу высокого давления 15, а затем в форсунки 1.

Заливать в баки необходимо только чистое топливо и периодически сливать отстой из фильтра грубой очистки 2.

Количество топлива в баках определяется по электрическому указателю уровня топлива, установленному на щитке приборов.

Топливный насос РР4М10U1f-3486 (рис. 3.4) объединён в один агрегат со всережимным регулятором и подкачивающим насосом поршневого типа. Регулятор имеет корректор подачи топлива, автоматический обогатитель топливоподачи (на пусковых оборотах) и пневматический ограничитель дымления (пневмокорректор).

Рис. 3.4. Топливный насос:

1 – пробка для выпуска воздуха; 2 – пробка маслозаливного отверстия

Рабочие детали топливного насоса смазываются проточным моторным маслом, поступающим из системы смазки двигателя в корпус насоса через спе-циальное отверстие во фланце.

При установке на двигатель нового насоса, его необходимо заполнить моторным маслом в количестве 0,19 л через маслозаливное отверстие 2.

Форсунка ФДМ-22 закрытого типа с пятидырчатым распылителем предназначена для впрыска топлива в цилиндр двигателя. По пропускной способности форсунка маркируется «145.10», а распылитель форсунки «145». Маркировка наносится на корпус форсунки и на корпус распылителя.

Фильтр тонкой очистки топлива неразборный, заменяемый. Обозначение фильтра – ФТ 020-1117010 или Т6 101. В нижней части фильтра (рис. 3.5) находится отверстие с пробкой 7 для слива отстоя. Для удаления воздуха из системы питания на центральном отводящем штуцере верхней части фильтра расположена специальная пробка 4.

 

Рис. 3.5. Фильтр тонкой очистки топлива:

1 – фильтр; 2 – прокладка; 3 – корпус; 4 – пробка выпуска воздуха; 5 – штуцер отводящий; 6 – кронштейн; 7 – пробка для слива отстоя

 Вместо фильтра указанных фильтров допускается установка следующих фильтров неразборной конструкции:

- производства фирмы «MANN-FILTR» (мод. WK 853/14, WK 930/5);

- производства фирмы «AC Delco» (мод. XD-32, XD-67, XD-76, XD-77, XD-142, XD-701);

- производства фирмы «Fleetguard» (мод. FS 19599, FF 5136, FF 5074, FF 231, FF 105 D).

Воздушный фильтр (рис. 3.6) состоит из корпуса 5, фильтрующего элемента (4301-1109013-10), крышки и уплотнительных прокладок. Воздушный фильтр установлен за кабиной и закреплён на кронштейне с помощью двух хомутов.

Рис. 3.6. Воздушный фильтр и впускной тракт:

1 – соединительный шланг; 2 – хомут крепления; 3 – колпак; 4 – кронштейн фильтра; 5 – корпус фильтра; 6 – турбокомпрессор  

Турбокомпрессор ТКР-6 (рис. 3.7) предназначен для наддува воздуха в цилиндры двигателя. Он состоит из центробежного одноступенчатого компрессора и радиальной центростремительной турбины.

Рис. 3.7. Турбокомпрессор:

1 – диск; 2 – корпус компрессора; 3 – кольцо стопорное; 4 – фиксатор; 5 – корпус средний; 6 – втулка; 7 – колесо турбины; 8 – корпус турбины; 9 – подшипник; 10 – маслоотражатель; 11 – кольцо пружинное; 12 – колесо компрессора; 13 – гайка специальная; 14 –втулка; 15 – диффузор

Подшипник турбокомпрессора смазывается маслом, поступающим по каналу, который имеется в фиксаторе 4.

Избыточное давление воздуха за компрессором, на номинальном режиме работы двигателя, должно быть 0,065 – 0,1 МПа (0,65–1,0 кгс/см²).

Привод управления подачей топлива осуществляется педалью 9 подачи топлива (рис. 3.8), которая через привод соединена с рычагом 7 топливного насоса высокого давления (ТНВД). Над педалью установлена рукоятка 3 ручной подачи топлива, соединённая с приводом управления тягой 1.

Рис. 3.8. Привод управления подачей топлива:

1 – тяга; 2 – рычаг ручного привода; 3 – рукоятка; 4 – ручка тяги останова двигателя; 5 – тяга останова; 6 – рычаг останова; 7 – рычаг привода ТНВД; 8 – тяга привода; 9 – педаль подачи топлива

Ручной привод предназначен для длительного поддержания постоянной частоты вращения коленчатого вала двигателя. При опускании рукоятки 3 ручного привода вниз подача топлива увеличивается. При этом педаль занимает положение, соответствующее установленной частоте вращения двигателя. При нажатии на педаль частоту вращения можно увеличить до максимальной, но при отпускании педали частота уменьшается до значения, установленного ручным приводом.

Для остановки двигателя необходимо потянуть за ручку тяги останова 4 двигателя, расположенную на моторной перегородке, а рукоятку 3 перевести в верхнее положение.

При подготовке двигателя к пуску рукоятку ручного привода необходимо устанавливать в верхнее положение.

Регулировка привода управления подачей топлива производится, если при свободном положении педали рычаг 7 не упирается в болт ограничения минимальных оборотов.

При правильно отрегулированном приводе ход педали должен обеспечи-вать поворот рычага 7 от минимальной до максимальной подачи топлива.