3.8. ПУСКОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ГАЗ-34039
Для обеспечения надёжного пуска двигателя в условиях низких температур и повышения его долговечности на снегоболотоходе установлено пусковое оборудование (см. рис. 13.1), которое состоит из пускового подогревателя, электровентилятора, газоотводящих патрубков с заслонкой, конусной пробки в днище, труб, соединяющих систему охлаждения двигателя с котлом, топливного бачка, запорного краника под бачком и пульта управления.
Основной частью пускового подогревателя двигателя является неразборный котёл, состоящий из жаровой трубы 7 (рис. 3.12), газохода 6 и двух жидкостных рубашек 5. Воздух, подаваемый электровентилятором, через завихритель 1 поступает в камеру сгорания 9, где смешивается с испарившимся бензином. Получившаяся смесь первоначально поджигается свечой накаливания 2, а в дальнейшем воспламеняется от горящего факела при выключенной свече.
Рис. 3.12. Котёл пускового подогревателя и схема его работы:
А – подвод воздуха; Б – подвод бензина; В – отвод газов; Г – подвод холодной охлаждающей жидкости; Д – отвод горячей охлаждающей жидкости
1 – завихритель; 2 – свеча накаливания; 3 – топливопровод; 4 – электромагнитный клапан; 5 – жидкостные рубашки; 6 – газоход; 7 – жаровая труба; 8 – диффузор; 9 – камера сгорания
Горячие газы из жаровой трубы 7 идут через газоотводящий кожух на прогрев картера двигателя.
Из топливного бачка бензин в камеру сгорания 9 подается самотёком через электромагнитный клапан 4. При включении переключателя пульта управления ток поступает в обмотку 5 (рис. 3.13). Клапан 9 при этом открывается, и бензин попадает в камеру сгорания подогревателя. При выключении переключателя клапан 9 под действием пружины 4 перекрывает топливопровод.
Для предотвращения примерзания клапана 9 в корпусе имеется полость с расположенной в ней подогревательной спиралью 1, включённой последовательно в цепь свечи накаливания через болты 15 выводов.
Рис. 3.13. Схема электромагнитного клапана:
1 – подогревательная спираль; 2 – корпус клапана; 3 – седло клапана; 4 – пружина клапана; 5 – обмотка; 6 – защитный колпак; 7 – вывод; 8 – крышка кожуха; 9 – клапан; 10 – кожух обмотки; 11 – резиновая прокладка; 12 – топливный фильтр; 13 – пружина; 14 – регулировочная игла; 15 – болт вывода
Для обеспечения нормального процесса горения (без дыма и копоти) в электромагнитном клапане имеется регулировочная игла 14, которая должна быть отрегулирована таким образом, чтобы сгорание топлива было полным (технологическая карта № 8)..
С целью обеспечения противопожарной безопасности с момента пуска котла и до начала устойчивой его работы выпуск газов из котла пускового подогревателя должен осуществляться только через отверстие в днище снегоболотохода. Для этого в днище имеется конусная пробка с дистанционным приводом. Она полностью открывается после того, как ручка привода пробки будет повёрнута на 4–5 оборотов по ходу часовой стрелки. В случае примерзания пробки к днищу нужно стронуть с места механизм привода гаечным ключом размером 19 мм за шестигранник, находящийся под ручкой. Усилие к ключу прикладывать плавно и осторожно.
Порядок пользования котлом пускового подогревателя изложен в разделе 13 «Пуск и останов двигателя».
Пульт управления пусковым подогревателем (рис. 3.14) установлен на зад-ней стенке кабины. На нём размещены: переключатель 1 электромагнитного клапана и электровентилятора, выключатель 2 свечи накаливания, контрольная спираль 3 и тепловой биметаллический предохранитель ПР2–Б на 20 А.
При перегрузке или коротком замыкании в цепи подогревателя предохранитель размыкает цепь. После устранения повреждения в цепи предохранитель нужно включить нажатием на кнопку 4. Задерживать кнопку в нажатом положении нельзя, так как это может привести к выходу из строя предохранителя, если повреждение в цепи не устранено.
Ручка 1 переключателя имеет три положения:
Положение 0 – всё выключено.
Положение I – включен электродвигатель вентилятора.
Положение II – включен электродвигатель вентилятора и открыт электромагнитный клапан.
Рис. 3.14. Пульт управления пусковым подогревателем:
1 – ручка переключателя электромагнитного клапана и электродвигателя вентилятора; 2 – выключатель свечи накаливания; 3 – контрольная спираль; 4 – возвратная кнопка предохранителя
При подготовке снегоболотохода к зимней эксплуатации необходимо выполнить следующие работы:
– снять электромагнитный клапан, разобрать, промыть в бензине и очистить его детали: основание клапана, отводящий и подводящий штуцеры, регулировочную иглу (не нарушая её регулировки) и сердечник. При этом со всей тщательностью очистить от налёта поверхность сердечника клапана, который должен совершенно свободно перемещаться в центральном отверстии катушки. Собрать электромагнитный клапан и поставить его на место;
– снять и очистить от нагара свечу накаливания;
– снять и промыть в бензине топливный бачок подогревателя, продуть сжатым воздухом топливопроводы;
– проверить и, при необходимости, подтянуть крепёжные детали котла подогревателя, топливного бачка, газоотводящего патрубка, электровентилятора, пульта управления;
– очистить от пыли и грязи конусную пробку днища и резьбу винта привода пробки;
– очистить наружную поверхность электропроводов от грязи, проверить их крепление и особенно надёжность контактных соединений;
– проверить работу котла.