+7 (922) 750-56-73 г. Челябинск

3.7. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ГАЗ-34039

Система охлаждения жидкостная закрытого типа, с принудительной цир-куляцией. Она состоит из радиатора 7 (рис. 3.9), расширительного бачка 8, двух вентиляторов 4 и 6 с узлами их привода, насоса, термостата, сливных краников и арматуры. Оптимальный тепловой режим работы двигателя (85–95° С) обес-печивается за счёт термостата, вентиляторов, лючков забора воздуха на крышке люка главной передачи и утеплительных чехлов.

При эксплуатации в летних условиях и температуре окружающего воздуха выше плюс 5° С должны работать оба вентиляторов, а при температуре ниже плюс 5° С – один. Для отключения переднего вентилятора необходимо снять его приводные ремни. После этого установить утеплительные чехлы.

Рис. 3.9. Система охлаждения:

1 – карданный вал; 2 – крестовина вала; 3 – ремни привода переднего вентилятора; 4 – задний вентилятор; 5 – кожух вентиляторов; 6 – передний вентилятор; 7 – радиатор; 8 – расширительный бачок; 9 – рукоятка сливного краника; 10 – сливной краник; 11 – ремни привода редуктора; 12 – труба, отводящая жидкость из радиатора; 13 – натяжной болт; 14 – труба соединительная; 15 – редуктор; 16 – шланг; 17 – сливной краник на блоке цилиндров двигателя

Вентиляторы 1 (рис. 3.10) шестилопастные, вместе со шкивом 6 крепятся болтами к ступице 3, посаженной на валике 9. Валик 9 на двух шарикоподшипниках 14 установлен в корпусе 4, который болтами крепится к кожуху 10 вентилятора. Задний вентилятор 4 (см. рис. 3.9) приводится во вращение карданным валом 1 от конического редуктора 15, который получает вращение от коленчатого вала с помощью двух клиновых ремней 11. Натяжение ремней при-вода редуктора производится при помощи болта 13 согласно технологической карте № 10.

Смазка «Литол-24» в корпус подшипников заложена при сборке. Смазывание подшипников вентиляторов в эксплуатации не требуется.

Натяжение ремней привода переднего вентилятора производится согласно технологической карте № 11.

 Рис. 3.10. Установка вентиляторов на ступицы приводного узла:

А – переднего вентилятора; Б – заднего вентилятора

1 – вентилятор; 2 – болт; 3 – ступица; 4 – корпус подшипников; 5 – распорная втулка; 6 – шкив; 7 – манжета; 8 – карданный вал; 9 – валик заднего вентилятора; 10 – кожух вентилятора; 11 – прокладка; 12 – валик переднего вентилятора; 13 – ремни привода переднего вентилятора; 14 – шарикоподшипники

 Смазка шарниров карданного вала производится в следующей последовательности:

1. Отвернуть болты крепления и снять решётку ограждения вентиляторов.

2. Отвернув болты, снять задний вентилятор и шкив.

3. Отвернуть болты крепления корпуса подшипников и снять

его вместе с карданным валом.

4. Смазать шарниры карданного вала смазкой № 158М (дублирующая смазка № 158) через пресс-маслёнки до появления свежей смазки из-под манжетного уплотнения.

5. Произвести монтаж в обратном порядке.

Редуктор привода вентилятора конический одноступенчатый. Каждая из шестерен и (рис. 3.11) смонтирована на двух подшипниках. Регулировка зацепления шестерён осуществляется регулировочными прокладками 6. На картере редуктора имеется пробка 11 отверстия для заправки и контроля уровня масла и пробка 14 для его слива.

Водяной насос центробежного типа установлен на двигателе и приводится во вращение от шкива коленчатого вала при помощи клиновидного ремня.

Смазка «Литол-24» в подшипниковую полость насоса заложена при сборке. Смазывание подшипников насоса в эксплуатации не требуется.

Натяжение ремня привода водяного насоса производится изменением положения генератора согласно технологической карте № 12.

Рис. 3.11. Редуктор привода вентилятора:

1 – шкив; 2 – ступица; 3 – вал с ведущей шестерней; 4 – крышка; 5 и 13 – шариковые подшипники; 6 – регулировочные прокладки; 7 – вал с ведомой шестерней; 8 – стопорное кольцо; 9 – картер; 10 – распорная втулка; 11 – пробка заправочного (контрольного) отверстия; 12 – заглушка; 14 – пробка сливного отверстия; 15 – сапун

Техническое обслуживание системы охлаждения сводится к проверке натяжения приводных ремней, смазке шарниров карданного вала, замене масла в редукторе привода вентилятора, продувке радиатора.

Для заправки системы охлаждения всесезонно применяются только низко-замерзающие охлаждающие жидкости ОЖ-40 «Лена» (при температуре окру-жающего воздуха до минус 40° С) и ОЖ-65 «Лена» (при температуре окру-жающего воздуха до минус 50° С и ниже). В качестве дублирующих могут ис-пользоваться жидкости марки 40 и 65, ТОСОЛ-А40М и ТОСОЛ-А65М.

В связи с тем, что указанные охлаждающие жидкости обладают смазывающей способностью, в случае снятия шлангов системы охлаждения перед установкой их на место следует протереть насухо наружные посадочные поверхности патрубков под шланги и внутренние посадочные поверхности шлангов во избежание срыва шлангов во время эксплуатации.

Проверку уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке производить только на холодном двигателе.

Уровень жидкости должен быть на метке «MIN» или выше ее на 30-50 мм.

Заправку системы охлаждения производить при открытых краниках отопителей кабины и кузова.

Категорически запрещается заправлять систему водой при отрицательных температурах окружающего воздуха, так как в системе охлаждения установлен термостат ТР2-02 с дренажным клапаном.

Невыполнение этого требования может привести к размораживанию радиатора даже при движении снегоболотохода.

Слив жидкости из системы охлаждения производить при снятой пробке радиатора через сливной краник на трубе, отводящей жидкость из радиатора и через сливной краник на блоке цилиндров двигателя. Во избежание ожогов не-обходимо сначала открыть сливные краники, а затем снять пробку радиатора.

Для полного слива охлаждающей жидкости необходимо также отвернуть пробку 10 (см. рис 3.2) и слить охлаждающую жидкость из ЖМТ.