21. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СНЕГОБОЛОТОХОДА ГАЗ-34039
Чтобы обеспечить хорошее техническое состояние и постоянную готовность снегоболотохода к работе, а также устранить причины, ускоряющие износ его деталей, следует применять рекомендуемые топливо и смазочные материалы, а также проводить техническое обслуживание в соответствии с настоящим Руководством. Выполнение в срок полного объёма операций по всем видам технического обслуживания и своевременное устранение неисправностей значительно сокращают затраты на текущий ремонт и повышают срок службы снегоболотохода.
Техническое обслуживание включает следующие виды работ:
– контрольный осмотр (КО) перед поездкой;
– контрольный осмотр (КО) на остановках;
– ежедневное техническое обслуживание (ЕО), проводимое в конце дня работы снегоболотохода;
– первое техническое обслуживание (ТО–1) – через каждые 2000 км пробега;
– второе техническое обслуживание (ТО–2) – через каждые 4000 км пробега;
– сезонное техническое обслуживание (СО), проводимое два раза в год, при подготовке к летнему и зимнему периодам эксплуатации.
Ориентировочная средняя оперативная трудоёмкость при проведении технических обслуживаний составляет:
– ежедневного технического обслуживания (ЕО) – 0,6 – 1,4 чел.часа;
– первого технического обслужвиания (ТО – 1) – 4,3 – 7,2 чел.часа;
– второго технического обслуживания (ТО – 2) – 11,9 – 18 чел.часа.
Трудоёмкость зависит от квалификации работника, проводящего техническое обслуживание, и технического состояния снегоболотохода.
21.1. ОСНОВНЫЕ РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ ДАННЫЕ
Подлежит проверке | Величина | Периодичность проверки |
Зазор между первым катком и беговой дорожкой гусеницы с РМШ, лежащей на втором опорном катке, мм: | ||
– на снегоболотоходе без груза | 40–45 | КО |
– на снегоболотоходе с грузом | 50–55 | КО |
Зазор между первым катком и беговой дорожкой гусеницы с ОШ, лежащей на втором опорном катке, мм: | ||
– на снегоболотоходе без груза | 25–30 | КО |
– на снегоболотоходе с грузом | 30–40 | КО |
Нормальный прогиб ремней привода редуктора и вентилятора под нагрузкой 4 даН (4 кгс), мм | 17–19 | ЕО |
Нормальный прогиб ремня привода генератора под нагрузкой 4 даН (4 кгс), мм | 15–22 | ЕО |
Свободный ход рычагов управления, замеренный под головками кнопок, мм | 40–50 | ТО–2 |
Полный ход рычагов управления (до полной затяжки тормозов), мм | 370–400 | ТО–2 |
Зазор между колодками и тормозным барабаном, мм | не менее 0,7 | ТО–2 |
Свободный ход рычага отводки бортового фрикциона, замеренный у отверстия под палец, при отсоединенных тягах, мм | 10–12 | ТО–2 |
Номинальный зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана на непрогретом двигателе для клапанов, мм: | ||
– впускных | 0,25 | ТО–2 |
– выпускных | 0,45 | ТО–2 |
21.2 КОНТРОЛЬНЫЕ ОСМОТРЫ (КО)
Содержание работ и методика их проведения |
Технические требования | Приборы, инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для выполнения работ |
1 | 2 | 3 |
Контрольный осмотр перед поездкой | ||
Проверить уровень масла в картере двигателя, при необходимости дозаправить. | Уровень масла должен быть между нижней и верхней метками ленточного указателя. | Воронка, бачок с маслом. |
Проверить наличие охлаждающей жидкости в системе охлаждения, при необходимости, дозаправить до нормы. | Уровень жидкости в расширительном бачке должен быть на метке «min» или выше ее на 30-50 мм. | Воронка, емкость с охлаждающей жидкостью. |
Проверить наличие жидкости в бачке стеклоомывателя, при необходимости долить. | Визуально. | |
Проверить наличие и затяжку пробок днища машины. | Пробки должны быть завернуты. Выступаний ниже днища машины не должно быть. | Визуально. |
Проверить герметичность системы гидропривода сцепления, систем питания, смазки и охлаждения двигателя. | Подтеканий не должно быть. | Визуально. |
После длительного перерыва в эксплуатации проверить натяжение ремней привода переднего вентилятора, редуктора и генератора. | См. технологические карты № 10,11,12. | |
Проверить состояние звеньев гусениц, пальцев (и стопорных колец для гусениц с открытым шарниром). | Не допускается наличие трещин на подошве звена гусеницы. | Визуально. |
При наличии прицепа проверить надежность сцепки и крепление предохранительных цепей. | Визуально. | |
Пустить двигатель и прогреть его. Проверить работу двигателя и исправность его систем. | Двигатель должен устойчиво работать на холостом ходу и легко переходить на повышенную частоту вращения (не должно быть перебоев, посторонних стуков и шумов). | На слух и по приборам на панели приборов. |
Проверить работу генератора и регулятора напряжения. | Во время включения фар при работающем двигателе со средней частотой вращения коленчатого вала стрелка амперметра не должна показывать разряд аккумуляторных батарей. | Визуально по амперметру на щитке приборов. |
Проверить действие приборов освещения, сигнализации, стеклоочистителя, звукового сигнала и сигнала «Стоп». | При работающем двигателе убедиться в исправности приборов путем их последовательного включения. | Визуально и на слух. |
Проверить работу механизмов управления, переключения передач на ходу машины и при поворотах | Переключение и управление должно быть легким, без заеданий. | |
Контрольный осмотр на остановках | ||
Проверить состояние звеньев гусениц, пальцев (и стопорных колец для гусениц с открытым шарниром). | Не допускается наличие трещин на подошве звена гусеницы. | |
Проверить правильность натяжения гусениц (при необ- ходимости, отрегулировать). |
См. технологическую карту №6 «Регулировка натяжения гусениц». | |
При буксировке прицепа проверить: – надежность сцепки машины с прицепом; – состояние и крепление груза на машине и прицепе; – состояние ходовой части прицепа. |
Визуально. |
21.3. ЕЖЕДНЕВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ЕО),
ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ (ТО-1 И ТО-2)
Отметки в графах 2,3 и 4 обозначают, что работы выполняются:
«+» – при каждом очередном техническом обслуживании, «++» – через одно техническое обслуживание
Содержание работ и методика их проведения
|
Виды технического обслуживания
|
Технические требования
|
Приборы, инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для выполнения работ
|
||
ЕО
|
ТО-1
|
ТО-2
|
|||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Очистить и вымыть машину снаружи. Сделать уборку кабины и кузова.
|
+
|
+
|
+
|
При мойке не допускать попадания воды на приборы электрооборудования и в воздушный фильтр.
|
Моечная установка, ветошь.
|
Устранить неисправности, обнаруженные в пути.
|
+
|
+
|
+
|
|
|
Проверить состояние днища, наличие и затяжку пробок днища.
|
+
|
+
|
+
|
Днище не должно иметь трещин и пробоин. Пробки не должны выступать за его плоскость.
|
Визуально, ключ пробок днища 24×30 мм.
|
Проверить герметичность систем смазки, охлаждения и питания двигателя.
|
+
|
+
|
+
|
Подтеканий масла, охлаждающей жидкости и топлива не допускается.
|
Визуально.
|
Проверить герметичность картеров бортовых передач, механизма поворота, ступиц катков и направляющих колес
|
+
|
+
|
+
|
Подтеканий масла не допускается.
|
Визуально
|
Проверить уровень масла в картере двигателя, при необходимости, дозаправить до нормы.
|
+
|
+
|
+
|
Уровень масла должен быть между нижней и верхней метками ленточного указателя.
|
Воронка, бачок с маслом.
|
Проверить уровень охлаждающей жидкости, при необходимости, дозаправить до нормы.
|
+
|
+
|
+
|
Уровень жидкости в расширительном бачке должен быть на метке «min» или выше ее на 30-50 мм.
|
Воронка, емкость с охлаждающей жидкостью.
|
Проверить состояние и натяжение ремней привода вентилятора, редуктора и генератора
|
+
|
+
|
+
|
См. технологические карты № 10, 11, 12.
|
|
Проверить состояние резиновых шин опорных катков и направляющих колес.
|
+
|
+
|
+
|
Шина не пригодна к эксплуатации, если на ней осталось меньше 60% резинового массива (по объему) или имеются единичные поперечные вырывы, нарушающие его целостность.
|
Визуально
|
Проверить правильность натяжения гусениц (при необходимости, отрегулировать), состояние их звеньев, пальцев (и колец пальцев для гусениц с открытым шарниром).
|
+
|
+
|
+
|
См. технологическую карту №6 «Регулировка натяжения гусениц». Заменить поломанные пальцы и звенья с трещинами в районе проушин.
|
Плоскогубцы, молоток, гаечный ключ 12 мм, разводной ключ, измерительная линейка.
|
|
|
|
|
На пальцы гусениц с открытым шарниром, имеющие смещения, поставить новые кольца пальцев.
|
Выколотка пальцев, оправка для постановки колец пальцев.
|
Через 10 – 15 дней протереть поверхность аккумуляторных батарей, очистить выводы от окислов и прочистить вентиляционные отверстия (при необходимости); проверить уровень электролита и, если необходимо, долить дистиллированной воды. При работе в горах и в условиях жаркого климата проверять уровень электролита через 2 – 3 дня.
|
+
|
+
|
+
|
Аккумуляторные батареи должны быть чистыми. Выводы и наконечники проводов должны быть без окислов и покрыты смазкой. Уровень электролита должен находиться между метками min и maх.
|
Ветошь, 10%-й раствор нашатырного спирта или кальцинированной соды, смазка Литол-24, ключ 13×17 мм.
|
При эксплуатации в условиях сильной запыленности продуть сжатым воздухом и промыть водой снаружи радиатор системы охлаждения.
|
+
|
+
|
+
|
Радиатор должен быть чистым.
|
Компрессорная и моечная установки, ветошь.
|
Прослушать работу двигателя и проверить действие всех контрольно-измерительных приборов.
|
+
|
+
|
+
|
|
|
В холодное время года заправить бачок пускового подогревателя бензином
|
+
|
+
|
+
|
|
Бензин.
|
Выполнить смазочные операции.
|
-
|
+
|
+
|
См. таблицу смазки.
|
Шприц рычажно-плунжерный, емкости для масел, ветошь.
|
Слить отстой из фильтра грубой очистки топлива.
|
-
|
+
|
+
|
См. подраздел 14 «Техническое обслуживание двигателя».
|
Емкость для слива отстоя.
|
Проверить крепление и состояние деталей промежуточных опор амортизаторов.
|
-
|
+
|
+
|
Ослабленные гайки подтянуть.
Заменить втулки в случае их большого износа. |
Ключ гаек промопоры амортизаторов 46 мм.
|
Проверить состояние распорных пальцев внутренних рычагов амортизаторов.
|
-
|
+
|
+
|
При деформации распорного пальца развернуть его на 90 или 180˚ и закрыть заглушкой.
|
Ключи гаечные 10 и 22 мм.
|
Проверить состояние шплинтов на всех пальцах в соединении тяг и рычагов привода тормозов.
|
-
|
+
|
+
|
Отсутствие шплинтов пальцев соединительных тяг и рычагов не допускается.
|
Визуально.
|
Проверить надежность крепления проводов на выводах регулятора напряжения и генератора.
|
-
|
+
|
+
|
Ослабленные гайки, винты подтянуть.
|
Ключи 10, 14 мм, отвертка.
|
Проверить надежность крепления генератора.
|
-
|
+
|
+
|
Ослабленные болты подтянуть.
|
Ключи 12, 14 и 17 мм.
|
Проверить степень заряженности аккумуляторных батарей по плотности электролита.
|
-
|
+
|
+
|
Разряд более 25% зимой и более 50% летом не допускается. Разряженные батареи (один раз в три месяца независимо от степени разряженности) направить на зарядку.
|
Ареометр, термометр.
|
Проверить крепление аккумуляторных батарей и надежность контакта наконечников проводов с выводами батарей.
|
-
|
+
|
+
|
Ослабленное крепление подтянуть.
|
Ключи 12 и 13 мм.
|
Проверить крепление и регулировку фар.
|
-
|
-
|
+
|
См. технологическую карту №9 «Регулировка установки фар».
|
|
Проверить надежность крепления стартера и проводов стартера.
|
-
|
-
|
+
|
Ослабленные болты и гайки подтянуть.
|
Ключи 10, 17 и 19 мм.
|
Сделать полную регулировку тормозов.
|
-
|
-
|
+
|
См. технологическую карту №4 «Регулировка привода управления бортовыми фрикционами и тормозами».
|
|
Проверить крепление механизма поворота.
|
-
|
-
|
+
|
Ослабленные гайки подтянуть.
|
Ключ торцовый 22 мм.
|
Проверить крепление фланцев карданного вала.
|
-
|
-
|
+
|
Ослабленные болты подтянуть.
|
Ключ 17 мм.
|
Заменить масляный фильтр.
|
-
|
-
|
+
|
Одновременно с заменой масла.
|
|
Проверить состояние уплотнителей полов, крышек люков.
|
-
|
-
|
+
|
Уплотнения должны быть без разрывов и надежно приклеены по периметру полов и крышек люков.
|
Визуально. Клей.
|
Проверить крепление замков, петель и съемных деталей корпуса.
|
-
|
-
|
+
|
Ослабленные детали крепления подтянуть. Запоры должны закрываться и открываться от усилия руки.
|
Ключ торцовый 10×12 мм, плоскогубцы, отвертка.
|
Проверить крепление двигателя на опорах.
|
-
|
-
|
+
|
Подтянуть ослабленные болты и гайки.
|
Ключи гаечные 17, 19, 22, 24, 30, 32 мм.
|
Проверить крепление ступицы и шкива редуктора привода вентилятора.
|
-
|
+
|
+
|
Ослабленные гайку ступицы и болты подтянуть.
|
Ключ торцовый 17×19 мм, Ключ торцовый 10×12 мм.
|
Проверить крепление редуктора привода вентилятора.
|
-
|
+
|
+
|
Ослабленные гайки подтянуть.
|
Ключ накидной 17×19 мм
|
Проверить крепление корпусов подшипников вентиляторов.
|
-
|
-
|
+
|
Ослабленные болты подтянуть.
|
Ключ торцовый 10×12 мм.
|
Проверить крепление соединительных проводов на датчиках контрольно-измерительных приборов.
|
-
|
-
|
+
|
Подтянуть крепежные детали.
|
Ключ 14 мм, отвертка.
|
Проверить крепление электропроводки, воздуховодов, топливного насоса и выпускной трубы независимого отопителя.
|
-
|
-
|
+
|
Ослабленные болты и гайки подтянуть.
|
|
Слить отстой их топливных баков (в холодное время года).
|
-
|
-
|
+
|
|
|
Проверить крепление стяжных лент топливных баков.
|
-
|
-
|
+
|
Подтянуть крепежные детали.
|
Ключ 10×12 мм, отвертка большая.
|
Проверить надежность крепления картера сцепления и коробки передач.
|
-
|
-
|
+
|
Ослабленные гайки подтянуть.
|
Ключи 17, 19, 22 мм.
|
Проверить герметичность всех топливопроводов.
|
-
|
-
|
+
|
Подтеканий топлива не должно быть.
|
Ключ 17×19 мм, отвертка.
|
Слить отстой из фильтра тонкой очистки топлива.
|
-
|
-
|
+
|
См. подраздел 14 «Техническое обслуживание двигателя».
|
Емкость для слива топлива.
|
Проверить зазор между клапанами и коромыслами двигателя.
|
-
|
-
|
+
|
См. технологическую карту №1 «Проверка и регулировка зазора между клапанами и коромыслами».
|
|
Проверить и, при необходимости, отрегулировать свободный ход рычагов отводок бортовых фрикционов.
|
-
|
-
|
+
|
См. технологическую карту №3 «Регулировка свободного хода рычага отводки фрикциона».
|
|
Выполнить смазочные операции.
|
-
|
-
|
+
|
См. таблицу смазки.
|
Шприц рычажно-плунжерный, емкости для масел, ветошь.
|
Осмотреть ведущие колеса и проверить их крепление.
|
-
|
-
|
++
|
При износе зубьев венцов до 10–11 мм поменять местами ведущие колеса. Болты крепления колес затянуть моментом 200–300 Н·м (20–30 кгс·м).
|
Ключ 19 мм.
|
Проверить крепление шкивов коленчатого вала и водяного насоса.
|
-
|
-
|
++
|
Ослабленные болты подтянуть.
|
Ключ торцовый 32 мм и ключ 24 мм.
|
Проверить крепление шкива генератора.
|
-
|
-
|
++
|
Ослабленную гайку подтянуть.
|
Ключ 24 мм.
|
Проверить установочные размеры катков.
|
-
|
-
|
++
|
См. технологическую карту №7 «Проверка и регулировка установки балансиров по высоте».
|
|
Проверить крепление вентиляторов к ступицам.
|
-
|
-
|
++
|
Ослабленные болты подтянуть.
|
Ключ торцовый 12 мм.
|
Проверить затяжку болтов крепления головки цилиндров.
|
-
|
-
|
++
|
См. подраздел 14 «Техническое обслуживание двигателя».
|
|
Заменить фильтр тонкой очистки топлива.
|
-
|
-
|
++
|
См. подраздел 14 «Техническое обслуживание двигателя».
|
|
Промыть фильтр грубой очистки то-
плива. |
-
|
-
|
++
|
См. подраздел 14 «Техническое обслуживание двигателя».
|
|
Выполнить смазочные операции, предусмотренные через одно ТО-2.
|
-
|
-
|
++
|
См. таблицу смазки.
|
Шприц рычажно-плунжерный, емкости для масел, ветошь.
|
После обслуживания проверить работу агрегатов и узлов на ходу.
|
-
|
+
|
+
|
Контрольным пробегом.
|
|
21.4. СЕЗОННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (СО)
Содержание работ и методика их проведения
|
Технические требования
|
Приборы, инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для выполнения работ
|
1
|
2
|
3
|
Подготовка к зимней эксплуатации
|
||
Выполнить очередное техническое обслуживание. Проверить состояние трубопроводов отопительных систем кабины и кузова. Продуть сжатым воздухом радиатор отопителя кузова через прорези. Слить отстой из топливных баков.
|
См. подраздел 8.1 «Отопление кабины и кузова»
|
|
Проверить крепление электропроводки независимого отопителя и включить его на 10 мин.
|
См. подраздел 8.2 «Автономная система отопления кузова»
|
|
Произвести обслуживание пускового подогревателя двигателя. Отключить передний вентилятор, сняв его приводные
ремни. |
См. подраздел 3.8.3 «Техническое обслуживание пускового подогревателя»
|
|
Проверить степень заряженности аккумуляторных батарей
|
См. инструкцию завода-изготовителя на аккумуляторные батареи
|
Ареометр, термометр
|
Слить воду из бачка стеклоомывателя и залить специальную стеклоомывающую жидкость.
|
См. подраздел 6.3.3 «Стеклоочиститель и стеклоомыватель»
|
|
Поставить утеплительные чехлы.
|
См. подраздел 9.2 «Чехлы моторного отделения»
|
|
Смазать шарниры тяг стеклоочистителя.
|
См. таблицу смазки
|
|
Произвести сезонную замену масла в агрегатах.
|
См. подраздел 22 «Смазка механизмов снегоболотохода» и таблицу смазки
|
|
Подготовка к летней эксплуатации
|
||
Выполнить очередное техническое обслуживание.
Слить отстой из топливных баков. Установить приводные ремни переднего вентилятора. |
|
|
Проверить работу водооткачивающего насоса его включением. При слабом проворачивании вала насоса произвести смазку втулок. При необходимости, очистить насос и сетку от грязи.
|
См. подраздел 8.3 «Водоотливные средства»
|
|
Снять утеплительные чехлы.
|
См. подраздел 9.3 «Чехлы моторного отделения»
|
|
Проверить степень заряженности аккумуляторных батарей и довести плотность электролита до нормы с учетом климатических условий.
|
См. инструкцию завода-изготовителя на аккумуляторные батареи
|
Ареометр, термометр
|
Смазать шарниры тяг и втулки осей рычагов щеток стеклоочистителя.
|
См. таблицу смазки
|
|
Произвести сезонную замену масла в агрегатах.
|
См. подраздел 22 «Смазка механизмов снегоболотохода» и таблицу смазки
|
|