+7 (922) 750-56-73 г. Челябинск

15. ВОЖДЕНИЕ СНЕГОБОЛОТОХОДА ГАЗ-34039

При вождении снегоболотохода следует учитывать некоторые особенности, характерные для быстроходных гусеничных машин.

Снегоболотоход имеет сравнительно высокую удельную мощность (18,1 л. с./т) и, соответственно, высокие максимальную (до 60 км/ч) и среднюю (до 40 км/ч) скорости движения, в том числе по слабонесущим грунтам (песок, болото, снег). Несмотря на энергоёмкую подвеску, позволяющую поддерживать высокую скорость при движении по пересечённой местности, водитель обязан, во избежание травмирования пассажиров и поломок ходовой части, снижать скорость в следующих случаях:

– при движении по снежной неразведанной целине, скрывающей рвы, пни, валуны и другие препятствия;

– при движении по выбитой просёлочной дороге с чередующимися ямами;

– при движении по кустарнику, в котором могут скрываться пни, ямы, бугры, камни;

– при движении по лесной, извилистой дороге со множеством крутых, неожиданных поворотов;

– при движении по лесисто-болотистой местности, где возможно попадание между гусеницей и бортом снегоболотохода сухостоя (бревна или его части);

– в других подобных случаях, когда возможны непредвиденные удары посторонних предметов о детали ходовой части.

15.1. ТРОГАНИЕ С МЕСТА

Для трогания снегоболотохода с места необходимо:

1. Пустить двигатель.

2. Выжать педаль сцепления.

3. Перевести рычаг коробки передач из нейтрали в положение первой передачи (см. рис. 15.1).

 

Рис. 15.1. Схема положения рычагов:

А – включение дополнительной передачи (1 – понижающая передача; 2 – повышающая передача); В – переключение передач коробки передач

 

 

4. Плавно отпустить педаль сцепления, одновременно увеличивая подачу топлива (нажимая на педаль подачи топлива).

Перед троганием с места в случае положения рычага дополнительной передачи в нейтрали после операции 3 необходимо перевести рычаг дополнительной передачи из нейтрали в положение, требуемое по условиям движения (повышающей или понижающей передачи).

При переключении дополнительной передачи нельзя прилагать к рычагу большое усилие. Если агрегат включается туго, провернуть вторичный вал коробки передач, отпустив педаль сцепления.

Переключение производить только при выжатой педали сцепления.

Если трогание с места производится на подъёме, то одновременно с отпусканием педали сцепления и нажатием на педаль подачи топлива отпустить тормоза, переместив рычаги управления в крайнее переднее положение (для освобождения рычагов, поставленных на защелки, слегка переместить их на себя, не нажимая на кнопки).

Выпускать из рук (бросать) рычаги управления запрещается.

Перед троганием снегоболотохода с места при сильных морозах, если масло в трансмиссии сильно загустело, необходимо:

а) после пуска двигателя отпустить педаль сцепления и прогреть масло в коробке передач при нейтральном положении рычага переключения;

б) прогреть масло в механизме поворота прокручиванием коленчатого вала двигателя на первой передаче при выключенных бортовых фрикционах и включенной дополнительной передаче.

15.2. ДВИЖЕНИЕ И ПОВОРОТЫ

При движении снегоболотохода необходимо:

1. Следить за показаниями приборов. Температура охлаждающей жидкости должна быть 85–95° С.

2. Переключение передач в дополнительной передаче во время движения производить только при выжатой педали сцепления: с двойным выжимом педали при включении повышающей передачи и с перегазовкой при включении понижающей передачи.

3. Включать задний ход только после полной остановки снегоболотохода.

4. Приближаясь к повороту, снижать скорость движения, а перед крутыми поворотами, кроме того, переходить на низшую передачу. Запрещается выпускать из рук (бросать) рычаги управления при возвращении их из какого-либо рабочего положения.

Для плавных поворотов рычаг управления перемещать на себя, выключая бортовой фрикцион, не затягивая тормоза. При необходимости крутого поворота рычаг управления перемещать на себя до затяжки тормоза.

Во всех случаях не следует затормаживать гусеницу при полностью нажа-той педали подачи топлива. Не нужно резко дергать за рычаги управления («рвать»). Действовать ими быстро, но плавно и уверенно.

При движении с прицепом поворот только за счёт выключения бортового фрикциона, как правило, не удаётся. В этом случае следует пользоваться тормозами. Исключением являются скользкие дороги (гололедица), на которых применять тормоза надо очень осторожно, вследствие возможности заносов.

При поворотах с прицепом не допускать складывания прицепа со снегоболотоходом, то есть упора ограничительного буфера дышла прицепа в заднийборт снегоболотохода. Это может привести к порче буксирного устройства снегоболотохода и дышла прицепа.

Повороты снегоболотохода на месте производить только на первой передаче коробки передач.

В случае движения по щебёнке, гальке, снегу, песку, рыхлому грунту и на дорогах с глубокими колеями стараться делать минимальное количество поворотов, особенно крутых, во избежание забивания беговой дорожки грунтом, что может привести к соскакиванию гусениц, перегрузке механизмов снегоболотохода, порче шин направляющих колёс и катков. Поворот в этих случаях осуществлять следующим образом:

– произвести поворот снегоболотохода на небольшой угол;

– продвинуться на 1–2 м в прямом направлении;

– снова сделать поворот на небольшой угол и т. д. Не допускается производить развороты снегоболотохода на косогорах, в ямах, рвах, канавах и т. п. во избежание спадания гусениц и повреждения ходовой части.

15.3. ОСТАНОВКА СНЕГОБОЛОТОХОДА

Для остановки снегоболотохода необходимо:

– отпустить педаль подачи топлива;

– переместить на себя до упора оба рычага управления;

– выжать педаль сцепления;

– отпустить рычаги управления;

– перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение;

– отпустить педаль сцепления.

Во избежание скатывания снегоболотохода при остановке его на подъёме или спуске включить горный тормоз, то есть рычаги управления при отводе назад поставить на защёлки, нажав на кнопки рычагов.

15.4. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ

Рвы, ямы, насыпи и т. п. преодолевать на низшей передаче в КП, под прямым углом или близким к прямому, без поворотов и переключения передач.

На длительных тяжёлых участках пути (грязь, болото, глубокий снег и т. п.) двигаться на низших передачах, не работая, по возможности, рычагами управления. Если началось буксование гусениц, попытаться выехать с тяжёлого участка задним ходом.

Перед крутым спуском оценить его крутизну, выяснить состояние пути (наличие поворотов, выбоин, канав и т. п.), а также характер грунта. Спуск осуществлять на первой передаче с торможением двигателем. Не разрешается при спуске выключать сцепление и переключать передачи, так как при этом двигатель отключается от трансмиссии и торможение двигателем прекращается. Повороты на спуске, если их нельзя избежать, делать очень плавно, не допуская заносов. В случае заноса направление движения снегоболотохода можно выровнять путем выключения соответствующего бортового фрикциона. Резкое торможение на спусках не допускается.

При необходимости поворота на спуске порядок работы рычагами управления обратный: для поворота влево перемещать на себя правый рычаг управления, для поворота вправо – левый рычаг. Указанный обратный порядок справедлив только до тех пор, пока выключен бортовой фрикцион, а тормоз не затянут. После затяжки тормоза снегоболотоход будет поворачиваться как обычно, то есть в сторону заторможенной гусеницы.

Перед движением через мост необходимо осмотреть состояние его опор, перекрытий и настила. Двигаться через мост со скоростью не более 10 км/ч без рывков, поворотов, остановок и переключения передач.

15.5. ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАБОЛОЧЕННЫХ УЧАСТКОВ И БОЛОТ

Заболоченные участки и болота преодолевать, предварительно убедившись в проходимости участка, кратчайшим путём и в направлении движения, требующем минимального количества поворотов. До подхода к заболоченному участку выбрать передачу, обеспечивающую движение без переключения пере-дач. Во время движения не менять резко частоту вращения двигателя во избежание пробуксовывания гусениц. При движении не рекомендуется езда по следу впереди идущего снегоболотохода, так как это может вызвать пробуксовку гусениц, значительное погружение снегоболотохода и потерю им проходимости. При умелом вождении снегоболотоход способен преодолевать все виды болот, за исключением участков торфяных болот без растительности (мочажин). Мочажины шириной до 10 м снегоболотоход может преодолевать с ходу, используя инерцию. В более широких мочажинах снегоболотоход, теряя инерцию, становится на плав. В этом случае сцепления гусениц с торфяной массой недостаточно для преодоления большого сопротивления движению.

При движении по болотам с наличием мочажин соблюдать большую осторожность. При неумелом вождении, в случае попадания снегоболотохода в мочажину одной гусеницей, возможен большой крен, способствующий опрокидыванию. Выход из мочажины снегоболотохода возможен при помощи подкладывания бревен и хвороста под гусеницы.

По окончании работы снегоболотохода на болотах, произвести очистку от растительности, набившейся между корпусом снегоболотохода и его ходовой частью.

15.6. ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДНЫХ ПРЕГРАД

При преодолении снегоболотоходом широких водных преград (1000 м и более) водитель обязан оценить вероятность изменения ветро-волнового режима на преодолеваемом участке водоема в зависимости от погодных условий.

Водные преграды глубиной до 1,2 м снегоболотоход преодолевает вброд. При глубине водоёма более 1,2 м снегоболотоход способен преодолевать водную преграду на плаву. Движение на плаву осуществляется при помощи гусеничного движителя.

Перед входом в воду необходимо:

1. Проверить закрытие сливного клапана и пробок в днище.

2. Закрыть крышки лючков воздухопритоков 5 (см. рис. 7.1), расположенные на крышке люка механизма поворота, и все двери.

3. Убедиться в отсутствии пробоин корпуса.

4. Открыть в моторном отделении клапан перепуска воды (см. рис. 8.6).

5. Проверить надёжность крепления передних брызговиков на крыльях корпуса.

6. В машине с металлическим кузовом закрепить в нижней части задней двери кузова гидроизоляционный щиток (нижняя часть двери расположена ниже ватерлинии снегоболотохода).

7. Убедиться в чистоте сетки водооткачивающего электронасоса и проверить его работу включением.

8. Проверить натяжение гусениц (слабое натяжение не допускается).

9. Водитель должен надеть спасательный жилет. Все переправляющиеся также должны быть обеспечены спасательными средствами (поясами, жилетами, кругами и т. п.).

Водоёмы с пологими берегами преодолеваются без особого труда. Более сложным является преодоление водных преград с крутыми или обрывистыми берегами. В этих случаях необходимо соблюдать большую осторожность и тщательно проводить подготовительные работы.

Перед форсированием водоёмов с крутыми или обрывистыми берегами необходимо:

1. Определить крутизну спуска (она не должна превышать 20°).

Тщательно осмотреть место спуска, убедиться в отсутствии в воде остатков свай, больших камней, поваленных деревьев и т. п. Определить возможность и место предполагаемого выхода из воды.

2. При наличии в кузове людей они должны быть размещены равномерно, чтобы предотвратить крен снегоболотохода, не допускать перемещения людей.

3. Спуск на воду производить под прямым углом к линии берега на низшей передаче коробки передач и при минимальной скорости.

Сразу же после входа в воду убедиться в отсутствии течи (при обнаружении значительной течи включить водооткачивающий насос и вывести снегоболотоход на сушу.

4. При преодолении снегоболотоходом широких водных преград, для улучшения его манёвренности на плаву, груз, находящийся в кузове, располагать ближе к стенке моторного отделения.

Движение на воде, как правило, осуществляется на четвертой – пятой передачах в коробке передач с включённой повышающей передачей в дополнительной передаче и при полной частоте вращения двигателя.

Разворот снегоболотохода на воде производится выключением одной из гусениц, как и на суше. Ввиду большого радиуса поворота снегоболотохода на воде разворот делать заблаговременно.

При подходе к месту выхода из воды сбросить газ, включить низшую передачу и в момент соприкосновения гусениц с грунтом увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя.

При выходе из водоёма учитывать, что снегоболотоход, находясь на плаву,теряет сцепной вес, ухудшая сцепление гусениц с грунтом берега. Кроме того, прибрежный грунт, как правило, бывает сырым и скользким и не обеспечивает хорошего зацепления гусениц. Поэтому выход снегоболотохода на крутой или обрывистый берег не всегда возможен.

При выборе места выхода из водоёма крайне важно правильно оценить условия и возможности выхода. Крутизна берега не должна превышать 10°. В случае буксования гусениц и невозможности выхода снегоболотохода на берег обратный спуск в водоём задним ходом осуществлять осторожно, на малой скорости.

При преодолении водных преград с быстрым течением нужна большая осторожность, так как при входе в воду и выходе из неё возможен разворот снегоболотохода течением, приводящим к потере нужного направления. Не допускается преодолевать широкие водоёмы при наличии ветра и значительной волны.

После преодоления водного препятствия снегоболотоход нужно подготовить к движению на суше. Для этого необходимо: – открыть сливной клапан (см. рис. 8.7) и выпустить воду, просочившуюся и скопившуюся на днище корпуса, после удаления воды закрыть клапан;

– закрыть в моторном отделении клапан перепуска воды;

– на машине с металлическим кузовом опустить вниз гидроизоляционный щиток задней двери.

При первой возможности проверить, не попала ли вода внутрь бортовых передач и в ступицы опорных катков и направляющих колёс (признак – серый цвет масла); при наличии воды промыть их и сменить масло;

15.7. ДВИЖЕНИЕ ПО ЛЕСИСТОЙ МЕСТНОСТИ

При эксплуатации в жаркое летнее время в лесных условиях помнить, что при движении ветви с хвоей могут попасть на выхлопную трубу. Для исключения случаев возникновения пожара необходимо своевременно очищать выхлопную трубу от веток и хвои.

15.8. ДВИЖЕНИЕ СНЕГОБОЛОТОХОДА С ПРИЦЕПОМ

Следует иметь в виду, что снегоболотоход по своим ходовым качествам хотя и способен преодолевать весьма тяжёлое бездорожье (снежную целину, болота и т. п.), однако в этих условиях он не всегда может буксировать прицеп.

При движении снегоболотохода по глубокому рыхлому снегу или болоту малейшая пробуксовка гусениц приводит к углублению колеи, вывешиванию снегоболотохода на днище и потере проходимости. Случаи потери проходимости в этих условиях неизбежны, если снегоболотоход имеет прицеп, создающий дополнительное большое сопротивление. Исходя из этого, с целью предохранения агрегатов снегоболотохода от пагубного влияния перегрузок при самовытаскивании, эксплуатация его с прицепом может рекомендоваться и целесообразна только в тех случаях, когда снегоболотоход способен уверенно двигаться, не теряя проходимости. При эксплуатации снегоболотохода в тяжёлых дорожных условиях целесообразно уменьшать количество груза, перевозимого в прицепе.

Эксплуатация снегоболотохода с прицепом по бездорожью понижает срок его службы. Поэтому для сохранения снегоболотохода в работоспособном состоянии в течение гарантийного срока общий пробег с прицепом не должен превышать 3000 км, из которых по особо тяжёлому бездорожью (мягкие болота, глубокая снежная целина) – не болee 500 км.

При работе снегоболотохода с прицепом необходимо:

– перед началом движения убедиться в полной исправности тягово-сцепных устройств, ходовой части и тормозов;

– проверить работу указателей поворота и сигнала «Стоп» на прицепе;

– для надёжности сцепки прицеп необходимо соединить со снегоболотоходом дополнительной страховочной связью (цепью или тросом);

– после сцепки с прицепом продвинуть снегоболотоход на несколько метров для проверки всей системы в работе;

– при движении в колонне строго выдерживать дистанцию до прицепа, буксируемого впереди идущим снегоболотоходом. Эта дистанция должна быть не менее 20 м при движении по ровной дороге;

– повороты делать на малой скорости с возможно большими радиусами, во избежание повреждения тягово-сцепных устройств.

Складывание прицепа (упор ограничительного буфера дышла прицепа в задний борт снегоболотохода) не допускается;

– при буксовании на слабом грунте отцепить прицеп, вывести снегоболотоход на более твёрдый грунт, после чего при помощи буксирного троса вытянуть прицеп. Если снегоболотоход продолжает буксовать, пользоваться бревном с двумя цепями самовытаскивания (см. ниже);

– в случае остановки на крутом подъёме или спуске подложить под гусеницы снегоболотохода и колёса (лыжи) прицепа подкладки из подручного материала. При трогании с места на подъёме сначала отпустить один тормоз, а затем, когда снегоболотоход начнёт двигаться, – другой тормоз, равномерно увеличивая при этом подачу топлива.

15.9. ВЫТАСКИВАНИЕ СНЕГОБОЛОТОХОДА

Вытаскивание застрявшего снегоболотохода производить однотипным снегоболотоходом или другой гусеничной (или колёсной) машиной с достаточным тяговым усилием на крюке. Сцеплять машины можно за передние буксирные крюки двумя тросами, соединёнными крест-накрест, или за заднее буксирное приспособление одним тросом. При необходимости удлинения тросов их можно соединить специальной сцепкой 5 (см. рис. 9.1).

Застрявший снегоболотоход должен при вытаскивании также начинать движение (помогать).

При потере проходимости одиночным снегоболотоходом можно воспользоваться бревном и двумя цепями самовытаскивания (цепи прикладываются по заказу). Бревно подложить под обе гусеницы спереди или сзади снегоболотохода, на его концы надеть петли цепей самовытаскивания, а крючки цепей завестив наружные отверстия крыльев ближних звеньев гусениц. В зависимости от места зацепления бревна движение снегоболотохода осуществлять вперёд или назад. При этом внимательно следить за положением бревна относительно машины и не допускать его упора в корпус при выходе с противоположной стороны снегоболотохода.

В транспортном положении бревно крепится с помощью ремней к специальным кронштейнам с левой стороны снегоболотохода.

15.10. БУКСИРОВКА СНЕГОБОЛОТОХОДА

Для определения способа перемещения неисправного снегоболотохода выделяется три общих случая:

1. Ходовая часть и тормоза исправны.

2. Неисправны тормоза.

3. Неисправна ходовая часть.

В первом случае буксировку осуществлять с помощью двух буксирных тросов одинаковой длины. Один из коушей каждого троса должен быть зацеплен за передние буксирные крюки снегоболотохода, а другие коуши – за буксирный прибор машины-буксира. Буксировку снегоболотохода машиной с двумя задними буксирными крюками производить двумя тросами, зацеплёнными крест-накрест. Скорость движения не должна превышать 20 км/ч. Подача сигналов друг другу при буксировке на тросах поручается трём человекам. Один из них должен находиться на неисправном снегоболотоходе, а двое других на машине-буксире.

Во втором случае буксировку снегоболотохода осуществлять со снятыми гусеницами на жёстком буксирном звене. Скорость движения при этом, во избежание повреждения шин опорных катков, должна быть не более 20 км/ч. Нахождение людей в неисправном снегоболотоходе, буксируемом на жёстком звене, не допускается.

В третьем случае, при серьёзных неисправностях ходовой части (отсутствие двух и более опорных катков с одной из сторон, разрушение первой или последней трубы подвески, а также в других случаях, когда снегоболотоход днищем или его частью может утыкаться в грунт), буксировка не допускается. В этом случае неисправный снегоболотоход должен перевозиться на платформе. Крепление его к платформе осуществлять за передние буксирные крюки и заднее буксирное приспособление отожжённой проволокой диаметром 6 мм, не менее чем в четыре нити. Допускается замена четырёх нитей проволоки диаметром 6 мм шестью нитями проволоки диаметром 5 мм или восемью нитями проволоки диаметром 4 мм.

При неисправных одном или обоих передних буксирных крюках снегоболотоход также должен перевозиться на платформе. Крепление снегоболотохода на платформе может осуществляться за гусеницы. Скорость перевозки в этом случае должна быть снижена.