+7 (922) 750-56-73 г. Челябинск

13. ПУСК И ОСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ ГАЗ-34039

13.1. ПУСК ДВИГАТЕЛЯ

Порядок пуска двигателя зависит от его теплового состояния, а также от температуры окружающей среды.

Электростартерная система пуска при исправных аккумуляторных батареях обеспечивает надёжный пуск двигателя до температуры минус 10° С без применения средств облегчения пуска.

Надёжный пуск двигателя во всем диапазоне отрицательных температур обеспечивает его подогрев с помощью пускового подогревателя, который рекомендуется применять при температуре минус 5° С и ниже.

После длительной (несколько суток) стоянки перед пуском двигателя рекомендуется подкачивать топливо ручным топливоподкачивающим насосом.

Примечание: Конструкция снегоболотохода обеспечивает пуск двигателя с буксира.

13.2. ПУСК ДВИГАТЕЛЯ БЕЗ ПОДОГРЕВА

Пуск двигателя следует производить в следующей последовательности:

– включить аккумуляторные батареи, нажав на кнопку «БАТАРЕЯ»;– включить «ПРИБОРЫ»;

– установить в нейтральное положение рычаг коробки передач (при температуре ниже 0 °С необходимо также выключить сцепление);

– нажать на педаль подачи топлива до положения, соответствующего средней частоте вращения коленчатого вала;

– нажать на кнопку «СТАРТЕР» и держать, пока двигатель не запустится, но не более 15 секунд;

– после начала работы двигателя отпустить кнопку «СТАРТЕР».

Если двигатель не пускается, произвести новый пуск, повторив указанные операции. Повторно пускать двигатель стартером можно только после перерыва 1 мин. После трёх неудачных попыток пуска необходимо найти и устранить неисправность. Перед каждым повторным пуском необходимо сначала выключать, а затем включать «ПРИБОРЫ».

Продолжительность работы стартера при каждой попытке пуска не должна превышать 15 секунд;

– после пуска прогреть двигатель до устойчивой работы при оборотах коленчатого вала 700 – 800 мин-1, плавно включить сцепление, а затем постепенно увеличивая их до 1500 мин-1;

– отпустить педаль подачи топлива.

Начинать движение можно только при достижении температуры охлаждающей жидкости 40°С.

13.3. ПУСК ДВИГАТЕЛЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПУСКОВОГО ПОДОГРЕВАТЕЛЯ

1. Вращая ручку 3 (рис. 13.1) по ходу часовой стрелки, открыть конусную пробку 12 выпускного отверстия подогревателя в днище снегоболотохода. Открыть заслонку нижнего газоотводящего патрубка 14 (ручка тяги 19 при этом должна находиться в нижнем крайнем положении).

2. Снять заглушку 7 воздухоподводящего патрубка электровентилятора.

Рис. 13.1. Пусковoe оборудование двигателя:

1 – штуцер; 2 – труба, отводящая нагретую жидкость от котла подогревателя к двигателю; 3 – ручка привода конусной пробки выпускного отверстия в днище; 4 – пульт управления подогревателем; 5 – добавочное сопротивление свечи накаливания; 6 –топливный бачок; 7 – заглушка; 8 – запорный краник; 9 – бензопровод; 10 – электромагнитный клапан; 11 – рычаг заслонки; 12 – конусная пробка; 13 – электровентилятор; 14 – нижний газоотводящий патрубок; 15 – труба, подводящая жидкость к котлу; 16 – газоотводящий кожух; 17 – котел подогревателя; 18 – боковой газоотводящий патрубок; 19 – тяга управления заслонкой

3. Проверить наличие бензина в бачке подогревателя.

4. Продуть подогреватель не менее одной минуты, для чего ручку 1 (см. рис. 3.14) переключателя поставить в положение I.

Не выключая продувки, проверить работу свечи накаливания включением на 5 – 6 секунд выключателя 2 свечи (при этом контрольная спираль 3 должна нагреться до тёмно-красного цвета). Убедившись в нормальной работе свечи накаливания, открыть запорный краник топливного бачка подогревателя.

5. Пустить подогреватель. Для этого, не выключая продувки, выключателем 2 включить свечу и при достижении светло-красного накала контрольной спирали переместить ручку 1 переключателя в положение II. При этом продолжает работать электродвигатель вентилятора и открывается электромагнитный клапан. Через несколько секунд послышится слабое гудение, переходящее в сильное. Выключить свечу выключателем 2 (не забывать!).

При температуре окружающего воздуха ниже минус 40° С пуск подогревателя производить в следующем порядке:

Выключить продувку, переведя ручку 1 в положение 0, затем выключателем 2 включить свечу и при достижении светло-красного накала контрольной спирали переместить ручку 1 переключателя из положения 0 сразу в положение II.

Если подогреватель не начал работать через 10 с после установки ручки 1 в положение II, немедленно возвратить её в положение I, выключить свечу выключателем 2 и повторить пуск, как указано выше.

Если с третьей попытки подогреватель пустить не удалось, найти неиcправность и устранить её, как указано в подразделе 3.9 «Возможные неисправности двигателя», а затем пустить подогреватель.

При очень низких температурах окружающего воздуха (ниже минус 30° С), вследствие загустения низкозамерзающей жидкости в отводящей трубе и в котле создаётся большое внутреннее давление (слышатся потрескивания, щелчки). В этом случае нужно сделать перерыв в работе подогревателя на 2 – 3 мин.

Для облегчения пуска котла при особо низкой температуре рекомендуется прикрывать в момент пуска входное отверстие электровентилятора рукой при-мерно наполовину.

6. Убедившись в устойчивой работе подогревателя и отсутствии языков пламени из бокового газоотводящего патрубка 18 (см. рис. 13.1), закрыть заслонку нижнего газоотводящего патрубка 14, переместив тягу 19 вверх до отказа. При этом горячие газы через газоотводящий патрубок 18 и кожух 16 поступают на прогрев картера двигателя.

7. Подогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 50 – 60° С (по указателю температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов).

При температуре окружающего воздуха ниже минус 40° С подогрев охлаждающей жидкости производить до температуры 75° С.

8. Выключить подогреватель, переведя ручку переключателя 1 (см. рис. 3.14) в положение I, и закрыть краник топливного бачка.

После прекращения гудения пламени в подогревателе (примерно через минуту) перевести ручку 1 переключателя в положение 0.

Из-за несоблюдения порядка выключения подогревателя может произойти выброс пламени в боковой газоотводящий патрубок.

9. Пустить двигатель, как указано в подразделе 13.2 «Пуск двигателя без подогрева», но при выключенном сцеплении.

10. По окончании работы с пусковым подогревателем, вращая ручку 3 (см. рис. 13.1) против хода часовой стрелки, закрыть пробку 12 в днище и открыть тягой 19 заслонку нижнего газоотводящего патрубка 14. Установить заглушку 7 воздухоподводящего патрубка электровентилятора.

11. Прогреть двигатель при средней частоте вращения коленчатого вала до температуры охлаждающей жидкости не ниже 40° С, после чего можно начинать движение.

13.3.1. Правила техники безопасности и противопожарные требования

при пользовании пусковым подогревателем

1. Перед пользованием подогревателем водитель должен хорошо изучить настоящие указания.

2. При пользовании подогревателем необходимо помнить, что невнимательное обращение с ним, а также его неисправность могут послужить причиной пожара.

3. Водитель все время должен следить за его работой через открытый правый люк и через открытую центральную крышку моторного отделения до его выключения и иметь наготове огнетушитель. Оставлять без присмотра работающий подогреватель запрещается.

4. Содержать в чистоте и исправности двигатель, пусковой подогреватель и независимый отопитель, так как подтекание топлива и масла могут послужить причиной возникновения пожара.

5. Перед пуском подогревателя пробка выпускного отверстия в днище должна быть открыта для предотвращения выброса пламени под картер двигателя. Пуск подогревателя с закрытым выпускным отверстием запрещается.

6. Во избежание отравления угарным газом запрещается производить подогрев двигателя в закрытом помещении.

7. По окончании работы с пусковым подогревателем краник топливного бачка подогревателя необходимо закрывать. Открывать его следует только на время работы подогревателя.

8. При ежедневной эксплуатации в зимнее время заправлять бачок подогревателя накануне, перед постановкой машины на стоянку.

Хранить снегоболотоход продолжительное время с заполненным бачком запрещается, во избежание скопления паров бензина в моторном отделении. При длительных перерывах в использовании подогревателя бензин из бачка подогревателя обязательно слить.

9. При заправке бачка бензином необходима аккуратность. Категорически запрещается пускать котел подогревателя, если при заправке бачка или по другой причине бензин пролился в моторное отделение. В этом случае удалить пролитый бензин, после чего тщательно проветрить моторное отделение.

10. Пуск подогревателя без жидкости в системе охлаждения запрещен.

11. Если котел не запускается, то нельзя держать ручку переключателя в положении II (см. рис. 3.14) более 10 с, так как несгоревшее топливо, которое стекает в котел, может вспыхнуть, что приведет к выбросу пламени и пожару.

13.4. ОСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ

Перед остановкой двигателя после снятия нагрузки дайте ему поработать в течение 3 – 5 мин сначала на средней, а затем на минимальной частоте холостого хода для снижения температуры охлаждающей жидкости и масла, после чего остановите двигатель, потянув за ручку тяги останова двигателя, расположенную на моторной перегородке. Несоблюдение указанных правил может привести к выходу из строя турбокомпрессора.

После остановки двигателя выключить «Приборы» и отключить аккумуляторные батареи.